Известные картины русских художников
К списку статей
Известные картины русских художников

Известные картины русских художников

Как побудить ребёнка смотреть на художественные шедевры, а не в телефон? Изучайте живопись вместе! Рассказывайте детям про художников, разглядывайте картины, обсуждайте главных героев и то, что с ними происходит. Например:

  • Что делают грязные и оборванные люди на картине Репина «Бурлаки на Волге»? Куда сегодня исчезла их профессия?
  • Почему море на картинах Ивана Айвазовского выглядит как настоящее? Погибнут рыбаки на картине «Девятый вал» или нет?
  • Сколько персиков на столе у «Девочки с персиками»?

И конечно, рассказывайте интересные истории о картинах. Какие? Устраивайтесь поудобнее и слушайте…

«Бурлаки на Волге» — самая «проблемная» картина Репина

Вот уж где реализм в его настоящем проявлении! Угрюмые и грязные бурлаки с трудом тянут огромную баржу, а вдалеке попыхивает дымком буксир, который мог бы заменить усталых людей, но почему-то этого не делает. Примечательно, что автор этой картины – совсем ещё молодой художник! На момент её написания Репину не было и 30 лет. Что же заставило молодого мужчину выбрать такой тяжёлый и мрачный сюжет?

…Однажды юный студент Академии художеств, Илья Репин, отправился рисовать этюды на набережную недалеко от Санкт-Петербурга. Вдоль реки неспешно прогуливались чинные господа и дамы в красивых платьях, и вдруг молодой и впечатлительный художник увидел бурлаков – мрачных, измученных людей в грязной одежде. Сегодня труд бурлаков уже не используется, ведь на смену лодкам и баржам пришли суда с механическими двигателями. А в 16–19 веках бедные люди зарабатывали на жизнь, нанимаясь таскать против течения речные суда. Контраст роскоши и бедности так поразил художника, что он решил его изобразить.

Рисовать бурлаков Репину пришлось дважды. В первом варианте картины (он не сохранился) художник изобразил не только оборванцев-бурлаков, но и празднично одетых господ. Но это сравнение не понравилось руководству Академии художеств! Тогда Репин отправился на Волгу, чтобы поближе познакомиться с бытом и каторжным трудом бурлаков, и в течение трёх лет закончил работу над новой картиной, которая навсегда вошла в золотой фонд русской живописи.

Хотя поначалу картина Репина «Бурлаки на Волге» не раз подвергалась критике. Журналисты и министры ругали художника за то, что он изобразил такой допотопный способ передвижения, ведь уже в те годы на смену тягловым баржам приходили пароходы. Однако именно после «Бурлаков» к этому великому художнику пришла первая слава.

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Эта картина известна всем маленьким сладкоежкам, ведь её фрагмент украшает обёртку конфет «Мишка косолапый». Но это не единственный секрет картины! Мы привыкли считать автором «Утра» пейзажиста Ивана Шишкина, но он изобразил только то, что получалось у него лучше всего – загадочный утренний лес. А вот всем полюбившихся мишек дорисовал лучший друг Шишкина, художник Константин Савицкий.

О его соавторстве вспоминают так редко, потому что коллекционер Павел Третьяков (тот самый, который создал Третьяковку!) купил эту картину у Шишкина и стёр подпись «лишнего» художника с холста.

А на конфетный фантик мишки попали ещё до революции, в 19 веке. Знаменитую обёртку придумал художник Мануил Андреев. С тех пор картина «Утро в сосновом лесу» только и делала, что набирала популярность, появляясь на календарях, репродукциях, открытках.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Эскиз к самой известной в мире «марине» (картине на морскую тематику) Иван Айвазовский написал за 3 часа, а саму картину «Девятый вал» – всего за 11 дней. Волны на картине кажутся прозрачными, они как будто движутся на нас! Чтобы создать такой эффект, художник наносил на полотно множество тончайших слоёв краски.

За свою долгую жизнь Айвазовский оставил огромное наследие – более 6000 полотен! И почти на всех изображено море… Иван Айвазовский (настоящее имя – Ованес Айвазян) родился в Крыму и всё детство провёл рядом на берегу Феодосийской бухты. С ранних лет Айвазовский начал рисовать море и обычно делал это по памяти, работая по 12 часов подряд, пока воспоминания были свежи. Юный Айвазовский рос на мифах о подвигах греческих героев, на легендах и рассказах моряков об опасных путешествиях, он любовался красотой моря и знал о его разрушительной силе. Однажды художник, путешествовавший на судне, и сам попал в страшную бурю, после которой корабль некоторое время считали пропавшим и затонувшим. Воспоминания о том страшном дне он потом не раз пытался перенести на полотно.

Нарисовать «Девятый вал» художника подвигло древнее морское поверье: во время шторма волны накатывают одна за другой, они все примерно одинаковы, и только одна из них будет самой опасной для попавшего в бурю корабля. Греки считали самой высокой и мощной третью по счёту волну, римляне – десятую, а морская легенда призывает опасаться именно девятой волны. Именно её, высокую, мрачную и бурлящую, изобразил на своей картине Айвазовский. Это не просто волна, это гигантский вал воды, который вот-вот обрушится на несчастных рыбаков и поглотит их крохотное судно. Но сквозь бурю пробиваются лучи солнца, а значит, у путешественников и нас, зрителей, есть надежда на спасение.

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Наверняка вы помните лицо этой девочки, а вот как её зовут? Это Вера Мамонтова, 11-летняя дочь известного промышленника и друга Валентина Серова, которая позировала художнику в столовой их семейного имения «Абрамцево». Работа над картиной заняла два месяца, и каждый день Вера садилась за стол и замирала с персиком в руке, чтобы художник мог передать свежесть дня и беззаботность детства. Сам Серов писал, что Вера до невозможности уставала позировать – целыми днями сидеть в одной и той же позе. Может быть, поэтому у неё такое строгое и неулыбчивое выражение лица?

Если у вас под рукой есть репродукция картины, вы легко посчитаете и сами персики. Их четыре – один в руках у девочки и ещё три разбросаны по столу в художественном беспорядке. Но откуда у девочки южные фрукты, если за окном – средняя полоса России? Оказывается, персики эти тепличные, их вырастил садовник в личной оранжерее Мамонтовых, для которой в числе разных экзотических растений были куплены и персиковые деревья.

Исаак Левитан «Золотая осень»

С этой картиной школьники наверняка уже сталкивались в учебнике русского языка, когда писали сочинение по её мотивам. Знакомая нам со школьной скамьи яркая и торжественная левитановская осень – это настоящее «пышное природы увяданье». Но самому художнику не нравилась эта картина, называвшаяся тогда просто «Осень». Он считал её грубой и нарисовал новый вариант – «Золотая осень». В итоге сегодня мы все любуемся именно первой картиной, а называем её при этом именем второй.

В истории этой картины есть и трагический момент: её чуть было не уничтожили во время передвижной выставки. В Харькове на неё сверху упал козырёк калорифера (прибора для нагревания воздуха в помещении), и в картине образовалась дыра. В таком виде полотно вернулось к коллекционеру Третьякову в Москву, где её успешно отреставрировали.

Когда будете в Третьяковской галерее, задержитесь подольше у «Золотой осени». Интересно, удастся ли вам обнаружить следы повреждения?

Михаил Врубель «Демон»

Эту картину будет интересно рассматривать школьникам постарше. Личность Врубеля – неоднозначная и противоречивая, что нашло отражение и в темах его картин. Демонов он рисовал не единожды.

«Демон летящий» должен быть стать иллюстрацией к собранию сочинений Лермонтова. Художник сделал десятки набросков, прежде чем создал устрашающее неземное существо. Но, к сожалению, читатели такого демона испугались, назвав его уродливым и карикатурным.

Фигура «Демона сидящего» как будто слеплена из пластилина или сложена из кристаллов, которые Врубель любил выращивать, ещё будучи учеником гимназии. На этой картине демон похож на человека. Он не выглядит страшным и злобным, а опечаленно смотрит вдаль. Сам Врубель не считал демона ужасным существом и врагом людей, как мы привыкли думать. Для него это был образ страдающий и мятежный. Недаром слово «демон» переводится с древнегреческого как «душа».

 

Рассказывать детям о художниках можно с самого раннего возраста, ведь они любознательны и легко впитывают новое. Ребёнку вполне реально объяснить даже сложные сюжеты, оставив «на вырост» их символическую подоплёку. Знания о художниках и картинах помогут ребёнку поддержать беседу в кругу образованных людей и уверенно чувствовать себя на уроках истории, рисования, мировой художественной культуры.

 

Однако:

  • если вы не очень хорошо разбираетесь в русской живописи,
  • не чувствуете в себе таланта рассказчика,
  • заняты на работе и не успеваете искать интересный обучающий материал в интернете,
  • сами не прочь узнать что-то новое и отдохнуть, читая интересные истории –

 

подарите своему ребёнку онлайн-курс «Русская живопись», в котором:

 

НЕТ

  • сложных определений,
  • нудных лекций,
  • скучных пространных рассуждений.

 

ЕСТЬ

  • интересные факты и увлекательные истории о художниках и картинах, а также интерактивные задания и итоговый тест, чтобы проверить усвоенные знания и похвалить себя за старание.

 

Знакомьтесь с русскими художниками вместе с детьми и получайте удовольствие от просмотра шедевров мировой живописи!

Ещё по теме: «8 лучших книг о живописи для детей»

 

blogArticleAd-image
blogArticleAd-image
Развитие кругозора детей 6-13 лет
Хочешь узнать больше о величайших
русских художниках и познакомиться с их произведениями? Ждем тебя на нашем онлайн-курсе «Культурный код» для детей
6-13 лет
узнать подробнее
Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот