Методика «6 шляп мышления»
К списку статей
Методика «6 шляп мышления»

Методика «6 шляп мышления»

Навыки работы с информацией, умение нестандартно мыслить и находить правильные решения в сложных ситуациях очень важны в современном мире. Как правильно их сформировать?

Происходящие события или получаемую информацию люди рассматривают с разных ракурсов. На оценку влияет множество факторов: наши базовые убеждения, культурные предписания, мнение окружающих, стереотипы. Сиюминутные эмоции и настроение также говорят в нас. Таким образом, видеть истину в чистом виде сложно.

Решение этой проблемы предлагает Эдвард де Боно – известный британский психолог и писатель, эксперт в сфере развития творческого мышления. Он изучал медицину, физиологию, психологию, стремился разобраться в проблеме с разных сторон и точек зрения. Так и появился «Метод шести шляп».

Он представляет собой методику работы с творческими задачами и управления конфликтами. Этот метод подходит для персональной и коллективной работы. Его простота и универсальность привлекли множество поклонников.

Суть «Метода шести шляп»

методика 6 шляп

Чтобы избежать ловушки стереотипов, необходимо нарушить привычное состояние мышления и попробовать принимать решения иначе, чем это делалось обычно. Рассмотреть вопрос с разных сторон часто бывает сложно.

Попробуем это сделать с помощью шести воображаемых шляп, которые будем последовательно надевать. Каждой из них соответствует собственный цвет, отличный от других. Меняя шляпу, мы меняем и ход мыслей, направляя их в другую сторону.

Метод является психологической ролевой игрой. Он развивает гибкость ума и креативность, учит оперировать различными аспектами мышления по очереди, преодолевать беспорядочность мыслей, отделять логику от эмоций, желаемое от действительного, реальность от иллюзий. Процесс мышления разделяется на шесть режимов, представленных разноцветными шляпами.

Белая шляпа

Информация и вопросы, объективные данные и цифры. Выясняем, какие данные есть, какие необходимы, как и где их добыть. Отмечаются точки зрения, противоречащие друг другу, отделяются факты от выдумки, оценивается точность информации.

Красная шляпа

Интуиция и чувства. Они не менее важны для принятия решений, чем факты. Любая проблема, вопрос вызывают какие-то эмоции. Для полноты картины необходимо учитывать и их. Мышление в красной шляпе полностью противоположно мышлению в белой. Следует сосредоточиться на своих чувствах, прислушаться к интуиции. В коллективной работе следует выслушать мнение каждого члена команды. Открытость и искренность в озвучивании здесь играет ключевую роль.

Черная шляпа

Критика и оценка. Мышление логичное и честное. Но это не агрессивная критика и атака, а анализ проблемы. Под черной шляпой выясняют, какие могут быть сложности, выявляют противоречия, опасности. Нужно постараться найти любые слабые места, быть здоровым критиком. Черная шляпа будет в помощь тем, кто склонен недооценивать возможные трудности.

Желтая шляпа

Преимущества. Олицетворяет оптимистичный, позитивный взгляд на проблему. Под ней нужно постараться выделить сильные стороны решений. Интересно то, что часто это требует усилия. Для негатива находится гораздо больше причин, чем для позитива. Под желтой шляпой задаем вопросы, почему это стоит делать, почему это сработает, каковы плюсы.

Черная и желтая шляпы одновременно противоположные и взаимодополняющие. Они используются для оценки проблемной ситуации или поведения человека. Исключительно отрицательные или положительные черты не могут быть присущи чему-то одному. Часто это только наше эмоциональное расположение. Даже в самой безысходной и тупиковой ситуации стоит задать себе вопрос: «Чему меня она научила?»

Зеленая шляпа

Выходим за привычные рамки и ищем новое. Это состояние творчества, фонтана идей, нестандартных решений. На данном этапе не нужно давать никаких оценок. Используйте инструменты активации творческого мышления.

Синяя шляпа

Под этой шляпой мы выстраиваем логику деятельности, фокусируемся на проблеме. Путем постановки правильных вопросов определяется и формулируется проблема, обозначается, чего мы хотим достичь в результате. Синяя шляпа используется в самом начале обсуждения. Под ней составляется программа, какие шляпы и в каком порядке будут использоваться. Там же суммируются и анализируются данные, подводятся итоги.

Кому может быть полезен «Метод шести шляп»

Метод де Боно используется при ведении дискуссий, разрешении конфликтов, в самых разнообразных сферах жизни. Эффективен он при разработке бизнес-планов, принятии управленческих решений, инновационных открытиях, в области, связанной с интеллектуальным трудом. Его успешно применяют многие известные компании.

«Метод шести шляп» также используется в обучении. Он помогает генерировать и развивать новые идеи по изучаемой теме, способствует развитию коммуникации и творческих навыков учащихся, повышает мотивацию. Они начинают думать о тех вещах, которые ранее не воспринимали серьезно. Так подходящее решение проблемы будет найдено быстрее. Каждый из учащихся высказывает свое мнение, говоря от имени шляпы.

Использовать его можно и в обычной жизни, для решения трудной ситуации, важного вопроса. Это дает возможность лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты.

Советы и лайфхаки при использовании «Метода шести шляп»

Рекомендуется использовать не виртуальную шляпу, а реальный физический предмет, который передается друг другу и надевается.

  1. Группа знакомится с «Теорией шести шляп». Надев синюю шляпу, определяют задачу. Последовательность применения шляп может быть разной. Это зависит от конкретной ситуации.
  2. Все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди смотрят на ситуацию, по-своему ее решают. Надевать разные шляпы нельзя, чтобы избегать перепутывания мыслей. Надевая шляпу, мы принимаем на себя роль определенного мышления. А снимая ее, уходим от него и переключаемся на другой.
  3. В белой собираются все факты, цифры, статистика и т. д.
  4. В желтой обсуждаются все положительные детали. А затем в черной все подвергается конструктивной критике и обсуждается в негативном аспекте.
  5. В зеленой пытаются выйти за существующие рамки, найти новое, выявить альтернативные пути.
  6. Красная поможет участникам выразить возникающие чувства.
  7. Заканчивают надеванием синей шляпы и подведением итогов о проделанной работе.

Примеры использования метода «Шести шляп мышления»

Пример 1

Отделу маркетинга интернет-магазина требовалось разработать макет для брендирования грузовых автомобилей. На совещании применили «Метод шести шляп».

  1. Синяя шляпа. Поставлена цель, обозначены проблемы.
  2. Белая шляпа. Составлен портрет целевой аудитории, проанализированы конкуренты. Получено представление о том, что именно должно быть размещено на макете.
  3. Красная шляпа. Было выяснено, что слоганы со словом «везет» широко используются и избиты, поэтому использоваться не будут.
  4. Черная шляпа. Были высказаны опасения по поводу размещения большого количества информации на макете. Усвоить ее за то короткое время, пока проезжает автомобиль, сложно. Также возникли сомнения, справится ли дизайнер в поставленные сроки ввиду обилия других задач.
  5. Желтая шляпа. Принимается решение о сокращении информации на макете. Разработка макета отдается на аутсорсинг.
  6. Зеленая шляпа. Был разработан новый слоган и принято решение о применение 3D эффекта.
  7. Синяя шляпа. Все участники высказали свою позицию и пришли к единому решению.

Пример 2

Использовать «Шесть шляп мышления» можно и при написании текстов:

  1. Белая шляпа. Выделяется основная мысль, становится очевидной информационная ценность материала.
  2. Красная шляпа. Определяется, какие впечатления вызывает текст, какой будет первая реакция читательской аудитории.
  3. Черная шляпа. В тексте ищутся недостатки, неточности, противоречия.
  4. Желтая шляпа. В тексте ищутся достоинства и преимущества.
  5. Зеленая шляпа. Полная свобода полета и идей. Креативный текст – это большая ценность.
  6. Синяя шляпа. Собирает все предыдущие моменты в единую картину. При работе в группе эта шляпа руководит процессом. При работе в одиночку автор самостоятельно систематизирует все полученные данные.
blogArticleAd-image
blogArticleAd-image
Математика и логика для детей 7-13 лет
Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате
узнать подробнее
Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот