Сингапур: выигрышная комбинация?
К списку статей
Сингапур: выигрышная комбинация?

Сингапур: выигрышная комбинация?

Какая модель образования наиболее точно отвечает изменяющимся требованиям современного мира? Попробуем разобраться вместе с авторитетным новостным порталом BBC News.

Сингапур: выигрышная комбинация?
«Если математика кажется вам сложным предметом, вы не добьётесь успеха», – говорит 10-летний Хай Ян.

Вместе с остальными учениками 4 класса начальной школы Woodgrove Ян комментирует урок математики, на котором я только что побывал. Весь класс работал над задачей: ученики по очереди вставали и поясняли своё решение. Делали они это на английском – одном из языков, который в ходу в Сингапуре. Оказывается, существует несколько способов поиска правильного решения. Но главное не это, а то, с таким рвением ребята стремятся вникнуть в эти премудрости.

«Если мы просто будем смотреть на ответы учителя, мы можем не понять и не научиться делать это самостоятельно, когда вырастем», – поясняет Мегна.

Основы основ
Этот подход известен как «мастерство математики». Но это лишь одна из многочисленных составляющих «сингапурского успеха», который привлёк внимание всего мира. Сингапур находится в выгодном положении: страна это крошечная, поэтому все учителя проходят единую централизованную подготовку в Национальном педагогическом институте. Его директор, профессор Тан Ун Сен, поясняет, что будущие учителя отбираются с учетом глубины понимания предмета и желания донести фундаментальные знания до каждого ребенка.

«В Сингапуре мы верим в важность фундаментальных знаний. Чтобы ребенок получил хорошее образование, он должен знать основы языка и терминологию различных дисциплин, литературный язык и язык чисел», – рассказывает профессор.

Продумана в Сингапуре и система поощрения педагогов. Профессия учителя считается престижной и конкурентной. Учителя могут двигаться по карьерной лестнице и добиваться руководящих постов, могут отдавать себя научной работе или становиться завучами, им выделяется время на совершенствование собственных знаний и подготовку обучающих программ. Но Сингапур не почивает на лаврах. Я наблюдал и попытки творческого подхода к обучению: в школе Montfort ученики изучали устройство разных предметов – от садовых оросительных систем до электронной клавиатуры, – создавая их своими руками.

Умение применить на практике полученные естественнонаучные и математические знания оценивается с помощью тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Школьный класс превращается в мастерскую с необходимыми инструментами и материалами – каждый ребенок в свободное время может изготовить ту или иную вещь, а потом забрать её домой. Если кому-то захочется оснастить свою гитару светодиодной подсветкой – добро пожаловать.
«Мы хотим сделать обучение более практичным. Образовательный процесс должен быть связан с реальным миром и давать знания не только в научных дисциплинах, но и в других областях», – говорит учитель Рики Тан Пи Лун.

Ещё одна поразительная черта сингапурской образовательной системы заключается в том, что каждые 6-8 лет школы обмениваются завучами. Уровень взаимодействия и сотрудничества при этом существенно повышается. Директор средней школы St. Hilda’s Кху Дзе Хурн рассказывает, что современные учителя работают совершенно по-новому. Когда он начинал свою педагогическую карьеру, обучение в большей степени сводилось к передаче знаний вниз по цепочке. «Сегодня же учителя придерживаются командной работы: вместе растут, вместе исследуют, вместе работают», – говорит директор.

Высокие ожидания
Однако наибольший вклад в историю сингапурского успеха, возможно, вносят родители учеников. По окончании начальной школы учащиеся сдают выпускные экзамены, от результатов которых зависит, получит ребенок приглашение в желаемую среднюю школу или нет. В средних же школах ученики либо получают билет на «академический экспресс», либо ограничиваются обычной программой, по завершении которой им выдаётся технический или профессиональный диплом.

Однажды я присутствовал на вечерних занятиях в одном из центров 3Gabacus и наблюдал за тем, как малыши 4 лет и старше оттачивали математические навыки. 6-летний Лукас вовсю щёлкал задачки на время. Его родители, Эрик и Николь Чан, объяснили мне, что они приводят своих детей сюда на дополнительные занятия, чтобы сформировать в них уверенность в собственных силах.

Обратная сторона сияющей сингапурской медали недавно нашла отражена в фильме, выпущенном волонтёрами одного местного брендингового агентства. Фильм повествует о девочке, которая готовилась к выпускному экзамену в начальной школе и от стресса и непомерных нагрузок впала в депрессию. По словам Джерома Лау, одного из режиссеров студии Splash Productions, сюжет фильма основан на реальной истории, пережитой его другом: «Судить детей, навешивать на них ярлыки – это очень несправедливо. Каждый ребенок может добиться успеха».

Но отчасти сингапурская образовательная система меняется именно из-за высоких ожиданий. Активно публикуются результаты экзаменов и внедряются рейтинги. Да, эта система осознаёт свои слабые стороны, но, несмотря ни что, стремится удержать лидирующие позиции.

blogArticleAd-image
blogArticleAd-image
Попробуйте тренажер навыков бесплатно!
Мы предлагаем более 4 000 авторских задач по основным школьным предметам и навыкам мышления! Месяц в подарок!
получить бесплатно

По материалам сайта www.bbc.com

Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот