Сингапур: выигрышная комбинация?
Какая модель образования наиболее точно отвечает изменяющимся требованиям современного мира? Попробуем разобраться вместе с авторитетным новостным порталом BBC News.
Сингапур: выигрышная комбинация?
«Если математика кажется вам сложным предметом, вы не добьётесь успеха», – говорит 10-летний Хай Ян.
Вместе с остальными учениками 4 класса начальной школы Woodgrove Ян комментирует урок математики, на котором я только что побывал. Весь класс работал над задачей: ученики по очереди вставали и поясняли своё решение. Делали они это на английском – одном из языков, который в ходу в Сингапуре. Оказывается, существует несколько способов поиска правильного решения. Но главное не это, а то, с таким рвением ребята стремятся вникнуть в эти премудрости.
«Если мы просто будем смотреть на ответы учителя, мы можем не понять и не научиться делать это самостоятельно, когда вырастем», – поясняет Мегна.
Основы основ
Этот подход известен как «мастерство математики». Но это лишь одна из многочисленных составляющих «сингапурского успеха», который привлёк внимание всего мира. Сингапур находится в выгодном положении: страна это крошечная, поэтому все учителя проходят единую централизованную подготовку в Национальном педагогическом институте. Его директор, профессор Тан Ун Сен, поясняет, что будущие учителя отбираются с учетом глубины понимания предмета и желания донести фундаментальные знания до каждого ребенка.
«В Сингапуре мы верим в важность фундаментальных знаний. Чтобы ребенок получил хорошее образование, он должен знать основы языка и терминологию различных дисциплин, литературный язык и язык чисел», – рассказывает профессор.
Продумана в Сингапуре и система поощрения педагогов. Профессия учителя считается престижной и конкурентной. Учителя могут двигаться по карьерной лестнице и добиваться руководящих постов, могут отдавать себя научной работе или становиться завучами, им выделяется время на совершенствование собственных знаний и подготовку обучающих программ. Но Сингапур не почивает на лаврах. Я наблюдал и попытки творческого подхода к обучению: в школе Montfort ученики изучали устройство разных предметов – от садовых оросительных систем до электронной клавиатуры, – создавая их своими руками.
Умение применить на практике полученные естественнонаучные и математические знания оценивается с помощью тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Школьный класс превращается в мастерскую с необходимыми инструментами и материалами – каждый ребенок в свободное время может изготовить ту или иную вещь, а потом забрать её домой. Если кому-то захочется оснастить свою гитару светодиодной подсветкой – добро пожаловать.
«Мы хотим сделать обучение более практичным. Образовательный процесс должен быть связан с реальным миром и давать знания не только в научных дисциплинах, но и в других областях», – говорит учитель Рики Тан Пи Лун.
Ещё одна поразительная черта сингапурской образовательной системы заключается в том, что каждые 6-8 лет школы обмениваются завучами. Уровень взаимодействия и сотрудничества при этом существенно повышается. Директор средней школы St. Hilda’s Кху Дзе Хурн рассказывает, что современные учителя работают совершенно по-новому. Когда он начинал свою педагогическую карьеру, обучение в большей степени сводилось к передаче знаний вниз по цепочке. «Сегодня же учителя придерживаются командной работы: вместе растут, вместе исследуют, вместе работают», – говорит директор.
Высокие ожидания
Однако наибольший вклад в историю сингапурского успеха, возможно, вносят родители учеников. По окончании начальной школы учащиеся сдают выпускные экзамены, от результатов которых зависит, получит ребенок приглашение в желаемую среднюю школу или нет. В средних же школах ученики либо получают билет на «академический экспресс», либо ограничиваются обычной программой, по завершении которой им выдаётся технический или профессиональный диплом.
Однажды я присутствовал на вечерних занятиях в одном из центров 3Gabacus и наблюдал за тем, как малыши 4 лет и старше оттачивали математические навыки. 6-летний Лукас вовсю щёлкал задачки на время. Его родители, Эрик и Николь Чан, объяснили мне, что они приводят своих детей сюда на дополнительные занятия, чтобы сформировать в них уверенность в собственных силах.
Обратная сторона сияющей сингапурской медали недавно нашла отражена в фильме, выпущенном волонтёрами одного местного брендингового агентства. Фильм повествует о девочке, которая готовилась к выпускному экзамену в начальной школе и от стресса и непомерных нагрузок впала в депрессию. По словам Джерома Лау, одного из режиссеров студии Splash Productions, сюжет фильма основан на реальной истории, пережитой его другом: «Судить детей, навешивать на них ярлыки – это очень несправедливо. Каждый ребенок может добиться успеха».
Но отчасти сингапурская образовательная система меняется именно из-за высоких ожиданий. Активно публикуются результаты экзаменов и внедряются рейтинги. Да, эта система осознаёт свои слабые стороны, но, несмотря ни что, стремится удержать лидирующие позиции.
По материалам сайта www.bbc.com
Популярное
15 сложных загадок на логику.
Найди закономерность
Как решать ребусы?
новые интересные статьи