Великие композиторы России и мира
А знаете ли вы, что некоторые композиторы умели исполнять свои произведения на одной струне или вообще носом? Мировая музыкальная культура – это не обязательно унылое заучивание гамм или зубодробительное сольфеджио, сложное, как сопромат.
Хотите заинтересовать ребёнка великими музыкальными произведениями прошлого? Расскажите ему эти любопытные факты. Ребёнок запомнит их легко и с удовольствием, а при случае блеснёт эрудицией в школе или среди друзей.
А для тех, кто захочет узнать больше о мире классической и современной музыки, ближе познакомиться с выдающимися композиторами и музыкантами, мы составили подборку из девяти увлекательных книг о музыке для детей.
Иоганн Себастьян Бах: «Просто нажимайте пальцами на клавиши!» (17-18 век)
Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист, одна из запредельных вершин мировой классической музыки. Интересоваться нотами он начал с раннего детства, украдкой, при лунном свете переписывая их из старого нотного сборника. Старший брат, увидев это, ноты забрал. Он считал, что мир искусства детям недоступен и что юный Иоганн просто испортит старинную книгу. В ответ будущий музыкант рассердился и обещал написать свои произведения, ещё лучше тех, что были в сборнике. И своё слово он сдержал!
Как-то раз один слушатель, поражённый мастерством Баха, спросил, как бы и ему побыстрее выучиться играть? Что мог ответить на такой вопрос мастер, проводивший за инструментом целые дни, а иногда и ночи? Усмехнувшись, Бах заверил слушателя, что исполнению музыки можно вообще не учиться – достаточно просто в правильном темпе нажимать пальцами на нужные клавиши. Как думаете, помог ли этот совет начинающему музыканту? J
Бах вообще очень любил шутить. Его любимым розыгрышем было переодевание в бедного школьного учителя. В этом наряде великий музыкант приходил в какую-нибудь маленькую церковь, садился за орган и начинал исполнять свои великолепные произведения. Это было настолько мощно, что прихожане испуганно выбегали из церкви, не понимая, как простой человек может так играть!
Своих детей Бах тоже с малых лет приучал к музыке, считая, что культура ребёнка воспитывается ежедневными музыкальными упражнениями. Перед сном сыновья играли ему на клавесине, но эти экзерсисы они терпеть не могли и, как только раздавался храп отца, убегали из-за инструмента, не закончив музыкальную фразу. Прерванная мелодия будила Баха, он тут же вскакивал с кровати и доигрывал недостающие аккорды. После чего возвращался в постель и моментально засыпал.
Бах «в цифрах»:
- Бах – фамилия, которую навсегда запомнит мир! В Германии даже шутили: «Каждый Бах – музыкант, каждый музыкант – Бах». Во многих странах Европы прекрасно знали династию Бахов.
- Более 50 родственников-музыкантов в нескольких поколениях (из них несколько композиторов).
- Все сыновья Иоганна Себастьяна Баха были прекрасными исполнителями, а двое из них добились признания как сочинители музыки.
- 1 раз Баху надо было услышать музыкальное произведение, чтобы в точности его воспроизвести. Вот таким уникальным слухом он обладал!
- Всего 1 кантата была опубликована при жизни композитора.
- 3 – орган, клавесин, скрипка – минимальное число инструментов, на которых умел играть Бах. По свидетельствам некоторых исследователей великий композитор мог сочинять музыку на всех клавишных инструментах своего времени. А ещё он мог исполнять сложные произведения при помощи одних только ног, нажимая исключительно на педали органа и не задействуя клавиши!
- 0 – говорят, именно столько денег брал Бах с учеников за свои виртуозные уроки. У него была большая семья, которую надо было кормить, но он всё равно предпочитал учить одарённых юношей даром.
Вольфганг Амадей Моцарт: как оставить всех с носом? (18 век)
Вольфганг Амадей Моцарт в представлении не нуждается! Говорим «великий композитор» – подразумеваем «Моцарт». С этим светлым, жизнерадостным, бесконечно одарённым человеком было связано много забавных случаев. О чудо-мальчике, а потом признанном всеми гении, всегда говорили с любовью и восхищением… Свой первый концерт для клавира он придумал и исполнил всего в 4 года!
А однажды юный Вольфганг написал пьесу для клавесина, которую не смог сыграть даже его знаменитый учитель Гайдн. Секрет этой пьесы был в том, чтобы брать руками сложные аккорды в разных концах клавиатуры и в тот же момент нажимать несколько нот посередине. Как это удавалось самому Моцарту? Он просто играл ноты посередине… носом!
Юный гений мог исполнять свои пьесы даже с завязанными глазами или накрытой платком клавиатурой. Все эти трюки он не раз успешно показывал на своих концертах. Но во время одного выступления сцену выбежала… кошка! Маленький музыкант тут же принялся играть с животным, а на все призывы отца вернуться за инструмент отвечал, что клавесин-то никуда не денется, а вот кошка может убежать.
Моцарт очень любил поспать, и разбудить его можно было только одним способом –
сыграть какой-нибудь аккорд. Музыкант сразу же просыпался, садился за инструмент и продолжал музыкальную тему.
Однажды юный музыкант спросил Моцарта, как написать симфонию. Моцарт, видя его молодость, посоветовал начать с чего-нибудь попроще. На что юный музыкант возразил:
– Ведь вы же начали писать симфонии, когда вам не исполнилось ещё и десяти!
– Но ведь я ни у кого и не спрашивал, как их писать!
Никколо Паганини: на честном слове и на одной струне! (18–19 век)
Никколо Паганини – великий итальянский скрипач-виртуоз, которые давал свои первые концерты уже в 12 лет! Он с детства очень любил скрипку и часто подтрунивал над теми, кто эту любовь не разделяет.
Однажды Никколо Паганини опаздывал на концерт и решил нанять экипаж. Каково же было его удивление, когда извозчик вместо привычной платы за проезд попросил сумму, в десять раз большую, да ещё и съязвил: «Ведь вы же берёте с нас по 10 франков за то, чтобы посмотреть, как вы играете на одной струне?» А ведь скрипач действительно виртуозно владел смычком и мог исполнить пьесу на одной только струне – соль. Но обидные слова извозчика не огорчили Паганини, и он легко согласился заплатить десять франков – но только если извозчик довезёт его до театра на одном колесе!
Паганини любил подшутить над людьми, желающими бесплатно послушать его концерты. Если музыканта приглашали в гости, то всегда просили захватить с собой его чудесную скрипку. На что Паганини неизменно отвечал, что его скрипка не любит выходить из дома.
Отношение к инструменту у композитора было самое трепетное. Паганини был обладателем ценнейшей коллекции скрипок, на которых он не разрешал играть другим музыкантам. Однажды к маэстро обратилась восторженная поклонница и сказала, что хочет всегда быть с ним рядом. «Тогда вам придётся стать скрипкой Страдивари», – заметил композитор.
Пётр Ильич Чайковский: несостоявшийся юрист (19 век)
Музыкой Пётр Ильич Чайковский интересовался с детства – ещё в пятилетнем возрасте его привлекали звуки органа. Из-за сильной впечатлительности услышанная музыка продолжала играть у него в голове даже ночью! Нервная, ранимая натура композитора сказывалась даже во взрослом возрасте, когда к нему пришли слава и успех. Ученики вспоминали, что, дирижируя оркестром, маэстро всегда держался за бороду. Сам Чайковский смущённо замечал, что из-за сильного волнения ему казалось, что борода может отвалиться.
А вы знали, что?
- Благодаря Чайковскому русская музыкальная культура обогатилась на 104 романса, 10 опер, 7 симфоний и 3 балета?
- А ведь профессионально учиться музыке великий русский композитор начал довольно поздно: он только в 21 год поступил в консерваторию, и преподаватели долгое время не видели в нём таланта, да и сам гений считал себя неважным пианистом.
- А вообще сначала Пётр Ильич Чайковский собирался стать юристом. До Петербургской консерватории он окончил училище правоведения и даже служил в Министерстве юстиции. О новом выборе Чайковского его семья отозвалась очень резко: «Какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
- Чайковский не пришёл на выпускной концерт, премьера его дипломной кантаты состоялась без автора, поэтому звание «свободного художника» и диплом об окончании консерватории композитор смог получить только ещё через 5 лет.
- Первая постановка «Лебединого озера» провалилась, и только после смерти маэстро этот балет стал одним из самых популярных в мире.
Михаил Глинка (19 век)
Михаила Ивановича Глинку называют «отцом» русской классической музыки. Он первый использовал в классике народный фольклор. А началось все благодаря одному случаю, который произошел во время его очередной поездки в Швейцарию.
Узнав о приезде знаменитого композитора, многие соотечественники пытались попасть к нему, чтобы выразить свой восторг его творчеством. Глинка этого очень не любил. Он просил слугу сообщать таким посетителям, что его нет дома.
Однажды в двери постучал молодой человек, который желал видеть композитора. Слуга ответил, что Михаил Иванович на прогулке. Гость ушел, негромко насвистывая мелодию. Вдруг сам Глинка быстро вышел из кабинета и попросил своего слугу вернуть этого посетителя.
Молодой человек вернулся. Встретив его в прихожей, хозяин извинился и пригласил гостя отобедать с ним.
Посетитель с превеликим удовольствием принял приглашение. Во время трапезы хозяин спросил:
— Любезный, что за мелодию вы напевали, уходя со двора?
— По-моему, я не напевал…
— Что вы! Я отчетливо слышал какую-то сбивчивую мелодию, мотив которой не могу уловить.
Посетитель стал вспоминать, что же такое он напевал… Вскоре он вспомнил, что именно он насвистывал.
— Эта? – спросил он у Глинки.
— Да, да, именно она! — обрадовался композитор и быстро записал ноты.
Это была «Камаринская», которую позже Михаил Иванович включил в одно из своих произведений.
Другой казус произошел во время постановки его второй оперы «Руслан и Людмила». Одна из певиц имела необычный тембр голоса, но он звучал совершенно невыразительно. Глинка долго пытался добиться соответствующего исполнения партии. Все его старания никак не давали нужного эффекта. И вдруг во время пения определенного отрывка в нужном месте Михаил Иванович больно ущипнул исполнительницу. Та громко вскрикнула. А композитор радостно воскликнул: «Вот! Это именно то, что нужно! Душечка, теперь ты поняла, что этой фразе необходимо придать четкость и выразительность! Пойте именно так! Иначе снова придется повторить секретный метод».
Следует отметить, что в отличие от его первой оперы, которая прошла с колоссальным успехом, публика не сразу оценила второе его масштабное произведение — «Руслан и Людмила». Так, царь Николай I не досмотрел ее и вышел из зала после четвертого акта.
Но, несмотря на такое неприятие, только в первый сезон постановки оперы ее давали более 30 раз в Петербурге и 32 раза в столице Франции.
Сергей Прокофьев (19-20 век)
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева стало новаторством в самом начале XX века. Он подарил миру море невероятной, неповторимой музыки. Выдающийся пианист, дирижер, композитор творил во всех перечисленных жанрах. Каждая его работа отличалась непревзойденностью и совершенством.
За своенравность, новизну и жизнелюбие его назвали «солнечным» композитором.
У него был рукотворный альбом, в котором его друзья — известные музыканты, литераторы, художники — отвечали на вопрос о том, что они думают о Солнце. Один из них, пианист А. Рубинштейн, написал, что сравнивает Солнце с некоторыми знакомыми личностями. Он привел пример, вспомнив о том, что один из французских королей (Людовик XIV) однажды воскликнул: «Государство — это я!». И продолжил, что именно Прокофьев может смело перефразировать это выражение, сказав: «Солнце — это я!».
Позже искрометное творчество Сергея Сергеевича было по достоинству оценено правительством. Заслуженные награды часто находили своего лауреата. Однажды, в послевоенные годы (1945 г.) произошла одна забавная история.
С. С. Прокофьев был представлен к награде английским правительством. В зале собрались важные гости и журналисты. «Золотую королевскую медаль» должен был вручать Сергею Сергеевичу сам посол Англии. Он произнес длинную, проникновенную речь и… понял, что медали нет! Посол замешкался, а Прокофьев стоял совсем растерянный. Никто не мог понять, что происходит. Композитор уже совсем собрался уходить со сцены… И тут англичанин быстро вложил в его руку свои золотые часы и шепотом произнес, что медаль будет немного позже.
После церемонии начался концерт, посвященный творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева. По окончанию посол отдал композитору коробочку, в которой лежала награда, и тихо попросил вернуть часы, которые ему очень дороги как подарок. На что Прокофьев серьезно ответил, что ему эти часы также дороги как подарок. Англичанин совсем растерялся и тихо проговорил:
— Но, мы же так не договаривались…
На что Сергей Сергеевич сказал:
— Вы подарили мне их, и все это видели. А теперь просите возвратить подарок. Это похоже на грабеж среди белого дня!
Сконфуженный посол просто не знал, что ответить. Он что-то промямлил…В ответ увидел широкую улыбку и услышал следующее: «Ну, если вам так нравятся мои новые золотые часы, я вам могу их подарить!» Англичанин понял, что это была просто веселая шутка!
Модест Мусоргский (19 век)
Еще один талант был не признан при жизни. Речь идет об известном во всем мире композиторе Модесте Петровиче Мусоргском. Этот гениальный человек всю жизнь проработал простым чиновником на государственной службе, хотя писал неповторимую музыку. А также был виртуозным пианистом, великолепным певцом, владел несколькими языками (немецким, французским, греческим, знал латынь).
Уже взрослым человеком Мусоргский заинтересовался музыкой. Его наставником стал Антон Герке — в то время знаменитый пианист. Уникальный баритон певца часто звучал на светских раутах. А свои шедевры он никогда не записывал на бумагу до тех пор, пока они «не созревали у него в голове» полностью. То есть не было никаких набросков, черновиков, сразу все произведение!
Творчество не приносило Мусоргскому никаких доходов. Он занимался им в свободное время в качестве обычного увлечения. Даже его самое известное произведение — оперу «Борис Годунов», по одноименной трагедии А.С. Пушкина, сначала не хотели ставить. Композитору пришлось вносить правки в первоначальную задумку. Модест Петрович увлекался творчеством Флобера, Гоголя. Он работал над произведениями любимых авторов, но не закончил их.
Жил этот талантливый человек весьма скромно. Он всегда хотел путешествовать, но финансовой возможности не было. Однажды Модест Петрович отправился к югу страны, причем ему оплатили эту поездку, так как он выступал в качестве аккомпаниатора. Публика великолепно принимала Мусоргского. Турне помогло ему как в финансовом, так и в моральном плане.
Пристрастие к алкоголю сократило жизнь композитора. Он умер молодым, в 42 года. Но у Модеста было много хороших друзей. Один из них, знаменитый художник Репин, написал единственный его прижизненный портрет. На тот момент композитор находился в больнице, и это были последние дни талантливого человека. После окончания работы над портретом Модест Петрович прожил всего лишь 9 дней.
Информацию о знаменитых композиторах и музыкантах найти несложно, но в академических биографиях «за кадром» часто остаются забавные истории из жизни. А ведь они характеризуют великих личностей куда лучше сухих фактов «родился-учился-сочинил»!
Онлайн-курс Умназии «Композиторы и классическая музыка. Ключевые имена и факты» построен именно на таких небанальных и запоминающихся фактах. Он поможет детям 6–12 лет заинтересоваться классической музыкой и расширить кругозор. Это не просто сухое ознакомление детей с искусством в форме лекций, а настоящее путешествие в мир музыкальной культуры, всемирно известных композиторов и их произведений, интересных фактов и увлекательных историй!
Мышлен планирует сделать презентацию о создании «Реквиема» Моцарта.
Однажды на пороге дома Моцартов появился таинственный господин в чёрном плаще. Он заказал великому композитору написание «Реквиема». Задаток был значительным, а срок исполнения заказа неограничен. И Моцарт согласился. Композитор не успел закончить это произведение: «Реквием» стал последней работой великого мастера.
Умназист подбирает иллюстрации для своей презентации. Как ты думаешь, какие картинки подойдут для этой презентации? Если нужно, ты можешь ещё раз послушать отрывок из «Реквиема».
[question-audio-block]
Реквием – это торжественная заупокойная месса. В своём произведении Моцарт передаёт скорбь об ушедшем человеке.
А – это вариант декораций, созданный художником Марком Шагалом для другого произведения Моцарта – оперы «Волшебная флейта». В этой опере счастливый и радостный финал. Именно это настроение (радость и торжество) передает эта картина.
На рисунке Б – гитара. Моцарт сочинял свои произведения для классического оркестра. Гитара в состав оркестра не входит.
На рисунке В – ангел. Таких ангелов часто ставят на могилах, эта иллюстрация подходит.
На рисунке Г – портрет самого Моцарта. Эта иллюстрация может быть использована для презентации.
Популярное
15 сложных загадок на логику.
Найди закономерность
Как решать ребусы?
новые интересные статьи