Как научить ребенка писать буквы и цифры
К списку статей
Как научить ребенка писать буквы и цифры

Как научить ребенка писать буквы и цифры

Советскому человеку подобный вопрос едва бы пришел в голову. Разве не для этого нужна школа? А пока ребенок не пошел учиться, пускай наслаждается свободой и беспечностью — зачем отбирать у него детство

Однако, реальность такова, что сегодня в школу нужно приходить уже  подготовленным. Почему это важно:

  • ребенку будет легче адаптироваться к учебному процессу;
  • проще понимать учителя, выполнять поставленные задачи;
  • ребенок не потеряет интерес к учебе, потому что точно не окажется в ряду отстающих.

21 век — это век раннего развития детей. Неподготовленному ребенку будет сложно влиться в коллектив, где другие дети уже бегло читают, пишут и даже решают простые математические примеры. Это точно не добавит вашему чаду оптимизма и желания грызть гранит науки.

Поэтому подготовить ребенка к школе — прямая обязанность каждого родителя. Нужно ли учить ребенка каллиграфическому письму перед школой, когда начинать этим заниматься и какие навыки стоит выработать у дошкольника — ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Когда начинать учить ребенка правильно писать?

Письмо — это комплексный навык. Он подразумевает развитую моторику рук, хорошую ориентацию в пространстве и на листе бумаги, зрительную память и зрительно-моторную координацию. Физиологическая готовность к каллиграфическому письму у детей достигается только к 7-8 годам. А к написанию печатных букв дети готовы еще раньше — в 5-6 лет.

При самостоятельном обучении ребенка письму важно понимать, что письмо, как процесс, имеет определенную последовательность — у каждой буквы и цифры есть свой алгоритм написания. Необходимо сразу сформировать у ребенка правильные навыки, чтобы впоследствии ему не пришлось переучиваться. Формировать эти навыки можно уже с 5 лет.

Основные советы в освоении навыков письма

 

ребенок пишет цифры и буквы

 

Итак, времена изменились — сегодня ребенок должен овладеть письменными навыками еще до поступления в школу. С чего же начать?

Прежде, чем приступить к написанию букв, ребенку необходимо выучить алфавит. В противном случае он не будет понимать смысла того, что делает. Хорошо, когда ребенок не просто знает буквы, но и умеет читать — хотя бы простые слова или слоги.

С изучением алфавита хорошо помогают пособия, которые используют отождествление предмета с буквой, на которую он начинается («А — автобус», «Б — барабан»). Это способствует лучшему усвоению букв, пониманию их назначения. Возьмите эту технику на вооружение — она сэкономит вам много времени.

Самая распространенная проблема при изучении букв — это непонимание того, почему буква называется и звучит по-разному (буква «бэ», а звук «б»). Поэтому на первом этапе педагоги не рекомендуют учить ребенка правильному названию буквы, а только лишь ее звуку. Когда вы от чтения перейдете к основам письма, стоит вспомнить и о названиях.

Параллельно с изучением алфавита важно продолжать развивать моторику рук. К классической лепке из теста и игре в песочнице добавляйте более сложные задания:

  • вырезание геометрических фигур ножницами (круг, квадрат, треугольник);
  • игры с конструктором соответственно возрасту (чем старше ребенок, тем мельче детали);
  • рисование пальцами (красками или на песке, крупе, запотевшем стекле и т.д.), красками, карандашами
  • или фломастерами, параллельно отрабатывая правильный захват;
  • выкладывание букв из горошин, бусин, семечек.

Когда вы будете готовы перейти непосредственно к письму, важно правильно организовать учебное пространство: удобный стол и стул в соответствии с ростом ребенка (обе ноги должны стоять на полу и быть согнуты под углом 90 градусов), хорошее освещение.

Особое внимание стоит уделить посадке ребенка за столом, осанке, расположению рабочей тетради и обеих рук на ней. Контролируйте, чтобы плечи у ребенка были на одном уровне, а расстояние от глаз до стола — 30-35 см.

Определите длительность занятий — не дольше 15 минут, возможно, даже меньше — все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Совет: воспользуйтесь таймером или песочными часами — они прекрасно дисциплинируют ребенка и дают ощущение времени.

Основной принцип занятий — не давить на ребенка, максимально превращая занятия в игру. Не забывайте хвалить за успехи и усидчивость — мотивация должна быть на высоте. Гораздо важнее сформировать у ребенка интерес к учебе и только потом необходимые навыки:

  • ориентация в тетради;
  • правильный захват ручки (пинцетный);
  • рисование по точкам и клеточкам;
  • проведение непрерывных прямых и волнистых линий;
  • раскрашивание предметов, не выходя за контур;
  • написание элементов и печатных букв.

На этих умениях нужно сконцентрироваться в самом начале освоения письма.

Ориентация на листе бумаги

Этот навык призван дать ребенку понимание расположения букв или других элементов на листе. Дошкольнику пока сложно понять, сколько букв может поместиться в строке, какой у них должен быть наклон, как написать маленькую или большую букву. Все это развивается несложными упражнениями:

  • нарисовать точку вверху или внизу листа;
  • нарисовать большой и маленький квадрат, понять, где какой;
  • найти отличия между двумя картинками;
  • обвести определенное количество клеточек в тетради, пропустить две и обвести еще серию клеточек;
  • заштриховать геометрические фигуры, не выходя за контур;
  • скопировать (срисовать) несложные геометрические фигуры.

Как правильно держать ручку

Правильный захват ручки важно сформировать с самого начала — переучиться позже будет непросто.

Совет: начинайте отрабатывать первые навыки письма не авторучкой, а простым карандашом. Детям свойственно расстраиваться из-за ошибок. Ошибаясь часто они теряют интерес к занятию. Карандаш же можно стереть ластиком, и легко исправить допущенную ошибку.

Первое время лучше всего использовать толстые трехгранные карандаши, чтобы ребенку было удобно отрабатывать пинцетный захват. В качестве альтернативы можно приобрести специальные тренажеры-насадки, которые облегчат данный процесс, — это силиконовые насадки с выемками для пальчиков, призванные выработать правильный навык захвата. Но не используйте их слишком долго — лучше поскорее переходите к традиционным карандашам и ручкам.

Покажите ребенку, как вы сами держите карандаш, и помогите ему повторить захват. Для формирования в дальнейшем красивого почерка некоторые педагоги рекомендуют сразу учить ребенка наклонять кончик карандаша или ручки вправо (если ребенок — правша) или влево (для левшей).

Правильное написание букв

 

как писать буквы

 

Вы уже разобрались, что форсировать каллиграфическое письмо не стоит, пока ребенок физиологически «не дозреет». Однако, с печатными буквами дело обстоит иначе — обучение можно и нужно начинать задолго до школы. Главное в обучении соблюдать принцип «от простого — к сложному».

Освоение печатных букв начинается с элементов: палочек и кружочков. Вначале можно рисовать их в воздухе, а затем в обычном альбоме пальцем с краской или карандашом. Начинайте писать буквы именно в альбоме — на начальном этапе детей может отвлекать разлиновка в тетради, а сложные прописи и вовсе вызывать недоумение.

Нарисуйте элемент или букву и попросите ребенка повторить. Контролируйте выполнение элемента, мягко указывайте на ошибки и вместе исправляйте их!

Не забывайте хвалить ребенка за старания. Ваша похвала — это главная мотивация, залог его стремления достигать успеха в любых начинаниях.

Прописи с буквами

Прописи значительно облегчают освоение навыков письма. Вам не нужно самостоятельно придумывать задания — они доступно изложены в тетради с красивыми иллюстрациями («соединить по точкам», «заштриховать фигуру», «нарисовать по клеточкам» и так далее). В прописях для дошкольников вы найдете алгоритмы написания печатных букв, познакомитесь с понятием «строка» и «наклон».

Совет: выбирайте прописи по возрасту вашего ребенка — даже для дошкольников есть варианты разного уровня сложности. Не переходите сразу к написанию букв — это может загубить интерес к письму в зародыше.

Если ваш ребенок по каким-то причинам не может посещать школу, и вы решили учить его каллиграфическому письму самостоятельно, обратитесь за помощью с подбором прописей к педагогу. Существуют разные методики обучения письму: методика Карстера, методика копирования, линейная, генетическая методики и другие. Каждая из них предназначена для детей с определенными особенностями развития, разных уровней подготовки и т. д. Чтобы в дальнейшем вашего ребенка не пришлось переучивать, лучше сразу определиться с правильным направлением.

Правильное написание цифр

По аналогии с буквами: прежде, чем начать писать цифры, стоит их выучить. Достаточно будет знать цифры от 0 до 10. Далее возвращаемся к принципу «от простого — к сложному». Начинаем разбор цифры с разложения символа на элементы и отрабатываем каждый из них. Сначала в воздухе, затем в альбоме, после — в тетради или прописях.

пропись цифры

Выбирая прописи с цифрами, обращайте внимание на их структуру:

  • в начале строки цифра прописана жирным шрифтом, чтобы ребенок мог на нее ориентироваться;
  • следом идут несколько цифр пунктиром для тренировки;
  • и только потом пустое пространство для самостоятельного заполнения.

Полезным элементом в прописях будет изображение алгоритма написания каждой цифры —в виде стрелочек с указанием последовательности действий.

При написании цифр важно соблюдать границы строк, клеток и выдерживать наклон. Удобно, когда прописи разлинованы соответствующим образом. Так вам будет проще объяснить ребенку алгоритм написания каждой цифры.

Пример. Чтобы написать цифру «1», необходимо поставить точку чуть выше центра клеточки, затем соединить ее с правым верхним углом клетки, и провести линию к центру нижней границы.

Будьте готовы к тому, что на отработку каждой цифры у ребенка уйдет много времени и сил.

Трудности в освоении письма у детей

Трудности у детей дошкольного и младшего школьного возраста — не редкость. Чаще всего причиной проблем с письменной речью становится незрелость некоторых физиологических процессов. Письмо задействует длинную цепочку мозговых функций, а развитие мозга у детей часто происходит неравномерно — то есть одни участки формируются быстрее, а другие — позже. С возрастом, как правило, развитие выравнивается, и письмо становится привычной рутиной.

Наглядный пример: дошкольник чувствует усталость уже после написания 2-3 букв, ведь его мозг выполняет сложнейшую работу, а старшеклассник может писать конспект 40 минут подряд «на автомате».

Чаще всего проблемы с письмом у детей возникают на фоне:

  • задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения;
  • задержки психического и моторного развития;
  • недостаточности фонематического слуха (распознавание фонем родного языка).

В любом случае при возникновении проблем в овладении письменной речью ребенка стоит показать нейропсихологу (клиническому психологу) или логопеду. Как правило, на необходимость обращения к специалисту указывают школьные учителя. Они первыми замечают такие нюансы, как:

  • непонимание прочитанной информации, сложность с ее пересказом, большое количество ошибок при списывании текста, неразборчивый почерк (дислексия);
  • стойкие повторяющиеся ошибки при письме, неумение применять орфографические правила (дисграфия, дисорфография);
  • неумение различать близкие по артикуляции звуки «б-п», «д-т» и замена одних букв другими (нарушение фонематического слуха);
  • тремор при письме;
  • очень медленный темп письма;
  • зеркальный почерк у детей старше 7 лет.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Для детей дошкольного возраста зеркальное написание некоторых букв — это норма. Дело в том, что дети 3-5 лет воспринимают буквы не как символы, а как рисунки. И им неважно, в какую сторону будут повернуты их элементы.

Однако, такая особенность должна исчезнуть к тому времени, как мозг ребенка будет готов к освоению каллиграфического письма, то есть к 7-8 годам. Зеркальность почерка у дошкольников также может быть связана с плохой ориентацией в пространстве, которую можно скорректировать упражнениями, описанными в материале ранее.

Как вы уже поняли, написание букв и цифр — очень сложный процесс, который не терпит форсирования. Двигаться нужно медленно и постепенно, чтобы не навредить и не спугнуть ребенка. Игра, терпение и похвала — вот ваши главные помощники на пути к заветной цели.

Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот
Как научить ребенка писать буквы и цифры
К списку статей
Как научить ребенка писать буквы и цифры

Как научить ребенка писать буквы и цифры

Советскому человеку подобный вопрос едва бы пришел в голову. Разве не для этого нужна школа? А пока ребенок не пошел учиться, пускай наслаждается свободой и беспечностью — зачем отбирать у него детство

Однако, реальность такова, что сегодня в школу нужно приходить уже  подготовленным. Почему это важно:

  • ребенку будет легче адаптироваться к учебному процессу;
  • проще понимать учителя, выполнять поставленные задачи;
  • ребенок не потеряет интерес к учебе, потому что точно не окажется в ряду отстающих.

21 век — это век раннего развития детей. Неподготовленному ребенку будет сложно влиться в коллектив, где другие дети уже бегло читают, пишут и даже решают простые математические примеры. Это точно не добавит вашему чаду оптимизма и желания грызть гранит науки.

Поэтому подготовить ребенка к школе — прямая обязанность каждого родителя. Нужно ли учить ребенка каллиграфическому письму перед школой, когда начинать этим заниматься и какие навыки стоит выработать у дошкольника — ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Когда начинать учить ребенка правильно писать?

Письмо — это комплексный навык. Он подразумевает развитую моторику рук, хорошую ориентацию в пространстве и на листе бумаги, зрительную память и зрительно-моторную координацию. Физиологическая готовность к каллиграфическому письму у детей достигается только к 7-8 годам. А к написанию печатных букв дети готовы еще раньше — в 5-6 лет.

При самостоятельном обучении ребенка письму важно понимать, что письмо, как процесс, имеет определенную последовательность — у каждой буквы и цифры есть свой алгоритм написания. Необходимо сразу сформировать у ребенка правильные навыки, чтобы впоследствии ему не пришлось переучиваться. Формировать эти навыки можно уже с 5 лет.

Основные советы в освоении навыков письма

 

ребенок пишет цифры и буквы

 

Итак, времена изменились — сегодня ребенок должен овладеть письменными навыками еще до поступления в школу. С чего же начать?

Прежде, чем приступить к написанию букв, ребенку необходимо выучить алфавит. В противном случае он не будет понимать смысла того, что делает. Хорошо, когда ребенок не просто знает буквы, но и умеет читать — хотя бы простые слова или слоги.

С изучением алфавита хорошо помогают пособия, которые используют отождествление предмета с буквой, на которую он начинается («А — автобус», «Б — барабан»). Это способствует лучшему усвоению букв, пониманию их назначения. Возьмите эту технику на вооружение — она сэкономит вам много времени.

Самая распространенная проблема при изучении букв — это непонимание того, почему буква называется и звучит по-разному (буква «бэ», а звук «б»). Поэтому на первом этапе педагоги не рекомендуют учить ребенка правильному названию буквы, а только лишь ее звуку. Когда вы от чтения перейдете к основам письма, стоит вспомнить и о названиях.

Параллельно с изучением алфавита важно продолжать развивать моторику рук. К классической лепке из теста и игре в песочнице добавляйте более сложные задания:

  • вырезание геометрических фигур ножницами (круг, квадрат, треугольник);
  • игры с конструктором соответственно возрасту (чем старше ребенок, тем мельче детали);
  • рисование пальцами (красками или на песке, крупе, запотевшем стекле и т.д.), красками, карандашами
  • или фломастерами, параллельно отрабатывая правильный захват;
  • выкладывание букв из горошин, бусин, семечек.

Когда вы будете готовы перейти непосредственно к письму, важно правильно организовать учебное пространство: удобный стол и стул в соответствии с ростом ребенка (обе ноги должны стоять на полу и быть согнуты под углом 90 градусов), хорошее освещение.

Особое внимание стоит уделить посадке ребенка за столом, осанке, расположению рабочей тетради и обеих рук на ней. Контролируйте, чтобы плечи у ребенка были на одном уровне, а расстояние от глаз до стола — 30-35 см.

Определите длительность занятий — не дольше 15 минут, возможно, даже меньше — все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Совет: воспользуйтесь таймером или песочными часами — они прекрасно дисциплинируют ребенка и дают ощущение времени.

Основной принцип занятий — не давить на ребенка, максимально превращая занятия в игру. Не забывайте хвалить за успехи и усидчивость — мотивация должна быть на высоте. Гораздо важнее сформировать у ребенка интерес к учебе и только потом необходимые навыки:

  • ориентация в тетради;
  • правильный захват ручки (пинцетный);
  • рисование по точкам и клеточкам;
  • проведение непрерывных прямых и волнистых линий;
  • раскрашивание предметов, не выходя за контур;
  • написание элементов и печатных букв.

На этих умениях нужно сконцентрироваться в самом начале освоения письма.

Ориентация на листе бумаги

Этот навык призван дать ребенку понимание расположения букв или других элементов на листе. Дошкольнику пока сложно понять, сколько букв может поместиться в строке, какой у них должен быть наклон, как написать маленькую или большую букву. Все это развивается несложными упражнениями:

  • нарисовать точку вверху или внизу листа;
  • нарисовать большой и маленький квадрат, понять, где какой;
  • найти отличия между двумя картинками;
  • обвести определенное количество клеточек в тетради, пропустить две и обвести еще серию клеточек;
  • заштриховать геометрические фигуры, не выходя за контур;
  • скопировать (срисовать) несложные геометрические фигуры.

Как правильно держать ручку

Правильный захват ручки важно сформировать с самого начала — переучиться позже будет непросто.

Совет: начинайте отрабатывать первые навыки письма не авторучкой, а простым карандашом. Детям свойственно расстраиваться из-за ошибок. Ошибаясь часто они теряют интерес к занятию. Карандаш же можно стереть ластиком, и легко исправить допущенную ошибку.

Первое время лучше всего использовать толстые трехгранные карандаши, чтобы ребенку было удобно отрабатывать пинцетный захват. В качестве альтернативы можно приобрести специальные тренажеры-насадки, которые облегчат данный процесс, — это силиконовые насадки с выемками для пальчиков, призванные выработать правильный навык захвата. Но не используйте их слишком долго — лучше поскорее переходите к традиционным карандашам и ручкам.

Покажите ребенку, как вы сами держите карандаш, и помогите ему повторить захват. Для формирования в дальнейшем красивого почерка некоторые педагоги рекомендуют сразу учить ребенка наклонять кончик карандаша или ручки вправо (если ребенок — правша) или влево (для левшей).

Правильное написание букв

 

как писать буквы

 

Вы уже разобрались, что форсировать каллиграфическое письмо не стоит, пока ребенок физиологически «не дозреет». Однако, с печатными буквами дело обстоит иначе — обучение можно и нужно начинать задолго до школы. Главное в обучении соблюдать принцип «от простого — к сложному».

Освоение печатных букв начинается с элементов: палочек и кружочков. Вначале можно рисовать их в воздухе, а затем в обычном альбоме пальцем с краской или карандашом. Начинайте писать буквы именно в альбоме — на начальном этапе детей может отвлекать разлиновка в тетради, а сложные прописи и вовсе вызывать недоумение.

Нарисуйте элемент или букву и попросите ребенка повторить. Контролируйте выполнение элемента, мягко указывайте на ошибки и вместе исправляйте их!

Не забывайте хвалить ребенка за старания. Ваша похвала — это главная мотивация, залог его стремления достигать успеха в любых начинаниях.

Прописи с буквами

Прописи значительно облегчают освоение навыков письма. Вам не нужно самостоятельно придумывать задания — они доступно изложены в тетради с красивыми иллюстрациями («соединить по точкам», «заштриховать фигуру», «нарисовать по клеточкам» и так далее). В прописях для дошкольников вы найдете алгоритмы написания печатных букв, познакомитесь с понятием «строка» и «наклон».

Совет: выбирайте прописи по возрасту вашего ребенка — даже для дошкольников есть варианты разного уровня сложности. Не переходите сразу к написанию букв — это может загубить интерес к письму в зародыше.

Если ваш ребенок по каким-то причинам не может посещать школу, и вы решили учить его каллиграфическому письму самостоятельно, обратитесь за помощью с подбором прописей к педагогу. Существуют разные методики обучения письму: методика Карстера, методика копирования, линейная, генетическая методики и другие. Каждая из них предназначена для детей с определенными особенностями развития, разных уровней подготовки и т. д. Чтобы в дальнейшем вашего ребенка не пришлось переучивать, лучше сразу определиться с правильным направлением.

Правильное написание цифр

По аналогии с буквами: прежде, чем начать писать цифры, стоит их выучить. Достаточно будет знать цифры от 0 до 10. Далее возвращаемся к принципу «от простого — к сложному». Начинаем разбор цифры с разложения символа на элементы и отрабатываем каждый из них. Сначала в воздухе, затем в альбоме, после — в тетради или прописях.

пропись цифры

Выбирая прописи с цифрами, обращайте внимание на их структуру:

  • в начале строки цифра прописана жирным шрифтом, чтобы ребенок мог на нее ориентироваться;
  • следом идут несколько цифр пунктиром для тренировки;
  • и только потом пустое пространство для самостоятельного заполнения.

Полезным элементом в прописях будет изображение алгоритма написания каждой цифры —в виде стрелочек с указанием последовательности действий.

При написании цифр важно соблюдать границы строк, клеток и выдерживать наклон. Удобно, когда прописи разлинованы соответствующим образом. Так вам будет проще объяснить ребенку алгоритм написания каждой цифры.

Пример. Чтобы написать цифру «1», необходимо поставить точку чуть выше центра клеточки, затем соединить ее с правым верхним углом клетки, и провести линию к центру нижней границы.

Будьте готовы к тому, что на отработку каждой цифры у ребенка уйдет много времени и сил.

Трудности в освоении письма у детей

Трудности у детей дошкольного и младшего школьного возраста — не редкость. Чаще всего причиной проблем с письменной речью становится незрелость некоторых физиологических процессов. Письмо задействует длинную цепочку мозговых функций, а развитие мозга у детей часто происходит неравномерно — то есть одни участки формируются быстрее, а другие — позже. С возрастом, как правило, развитие выравнивается, и письмо становится привычной рутиной.

Наглядный пример: дошкольник чувствует усталость уже после написания 2-3 букв, ведь его мозг выполняет сложнейшую работу, а старшеклассник может писать конспект 40 минут подряд «на автомате».

Чаще всего проблемы с письмом у детей возникают на фоне:

  • задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения;
  • задержки психического и моторного развития;
  • недостаточности фонематического слуха (распознавание фонем родного языка).

В любом случае при возникновении проблем в овладении письменной речью ребенка стоит показать нейропсихологу (клиническому психологу) или логопеду. Как правило, на необходимость обращения к специалисту указывают школьные учителя. Они первыми замечают такие нюансы, как:

  • непонимание прочитанной информации, сложность с ее пересказом, большое количество ошибок при списывании текста, неразборчивый почерк (дислексия);
  • стойкие повторяющиеся ошибки при письме, неумение применять орфографические правила (дисграфия, дисорфография);
  • неумение различать близкие по артикуляции звуки «б-п», «д-т» и замена одних букв другими (нарушение фонематического слуха);
  • тремор при письме;
  • очень медленный темп письма;
  • зеркальный почерк у детей старше 7 лет.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Для детей дошкольного возраста зеркальное написание некоторых букв — это норма. Дело в том, что дети 3-5 лет воспринимают буквы не как символы, а как рисунки. И им неважно, в какую сторону будут повернуты их элементы.

Однако, такая особенность должна исчезнуть к тому времени, как мозг ребенка будет готов к освоению каллиграфического письма, то есть к 7-8 годам. Зеркальность почерка у дошкольников также может быть связана с плохой ориентацией в пространстве, которую можно скорректировать упражнениями, описанными в материале ранее.

Как вы уже поняли, написание букв и цифр — очень сложный процесс, который не терпит форсирования. Двигаться нужно медленно и постепенно, чтобы не навредить и не спугнуть ребенка. Игра, терпение и похвала — вот ваши главные помощники на пути к заветной цели.

Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот