Как самостоятельно подготовить ребенка к школе?
Подготовка ребенка к школе — важный этап, который поможет первокласснику быстрее адаптироваться в новых условиях. Родители часто думают, что дошкольнику достаточно уметь считать и читать, но это не совсем верно. Рассказываем, как самостоятельно подготовить ребенка к школе в домашних условиях.
Физическая подготовка к школе
Необходимо подготовить к учебе не только интеллект, но и тело. Хорошее самочувствие — ключ к устойчивому развитию когнитивных способностей.
Физическая подготовка детей к школе включает в себя укрепление иммунитета, формирование привычек здорового образа жизни, изучение основ физической культуры. Прививать заботу о себе нужно с раннего детства.
Тело дошкольника меняется очень сильно: формируется структура легких, улучшается реакция, развивается мелкая моторика рук. Движения становятся более продуманными, гармоничными, исправно работает вестибулярный аппарат.
В 6-7 лет ребенок быстро растет, любит активные командные игры. Подвижные игры для дошкольников улучшают память, повышают сообразительность, дают небольшую разрядку. Выбирайте школу, где уделяется внимание упражнениям, гимнастике, балансу между учебой и отдыхом.
Что вы можете сделать уже сейчас?
- Следите за питанием ребенка. Оно должно быть сбалансированным и насыщенным. При необходимости найдите время для посещения врача, чтобы скорректировать рацион. Еда напрямую влияет на работу мозга и уровень бодрости.
- Полноценный сон. Дошкольнику следует спать не меньше положенной нормы. Люди по всему миру — как взрослые, так и дети — спят очень мало. Это настоящая проблема нашего века. Обеспечьте малышу комфортную постель, налаженный режим дня.
- Определите, каким видом спорта хочет заниматься дошкольник. Футбол, баскетбол, бег — список огромен. Не забудьте учесть уровень физической подготовки и темперамент ребенка: например, не стоит насильно заставлять робкую 6-летнюю девочку, которая любит уединение, заниматься командными танцами.
- Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на мыслительную деятельность. Проветривайте квартиру, чтобы в комнате ребенка было свежо.
- Приучайте детей к активному отдыху: «На этих выходных мы остаемся дома и играем в настольные игры, но на следующей неделе поедем кататься на лыжах». Спорт должен ассоциироваться с удовольствием, приятным времяпрепровождением с семьей.
- Лучше всего работает личный пример. Найдите время для физкультуры, перейдите на правильное питание, тогда ребенок с легкостью усвоит новый порядок.
Помогут упражнения на координацию, скорость, выносливость. Старайтесь вносить в любое занятие элемент спортивной игры: отправляясь на дачу, захватите с собой мяч или ракетки для бадминтона, сходите в лес, побегайте наперегонки.
Старайтесь не просто увеличивать нагрузку, но делать ее более продуманной. Важно развивать силу, гибкость, умение работать в команде. Идеально, если ребенок будет посещать занятия вместе с близкими друзьями или найдет приятелей при посещении спортивной секции.
Ежедневная зарядка в домашних условиях — первый шаг к развитому телу. Как выполнять упражнения без вреда для ребенка?
Адекватная продолжительность тренировки — 25-30 минут. Избегайте непосильных нагрузок, это опасно.
Включайте в программу тренировки разнообразные упражнения: комбинируйте положения тела, добавляйте взаимодействие с предметами (скакалка, турник, хулахуп).
Проводите занятие утром, если ребенок чувствует себя комфортно, но дневная разминка тоже приносит пользу.
Цель уроков физкультуры в школе — приучить детей бережно относиться к организму. Транслируйте эти ценности каждый день.
Беседуйте с дошкольником о важной роли спорта в жизни человека. Понятное объяснение подарит малышу мотивацию, действия станут осмысленными — лучше, чем ленивая неэффективная зарядка.
Заведите дневник наблюдений за изменениями тела. Обойдитесь без многоуровневых таблиц. Продемонстрируйте малышу, как высчитывать рост, вес, их соотношение, температуру тела, кровяное давление и другие параметры, которые считаете необходимыми.
Поощряйте стремление ребенка к спорту. Предложите вместе выбрать кружок, сходите на пробное занятие, пообщайтесь с тренером.
Психологическая подготовка ребенка к школе
Психологическая готовность — расплывчатое понятие с неточными критериями. Как узнать, что ребенок готов пойти в школу и успешно преодолевать препятствия? Обычно дети достигают нужного уровня психологической устойчивости к 7 годам, поэтому педагоги часто рекомендуют идти в первый класс в этом возрасте.
К 7 годам у дошкольника формируется адекватная самооценка, исчезает детская непосредственность, излишняя беззаботность. Малыш привыкает к новой социальной роли.
Первые несколько лет обучения являются ключевыми. За этот короткий период формируется отношение человека к процессу познания мира. От родителей и педагогов зависит, какими будут впечатления ребенка — положительными, нейтральными или негативными. «Немедленно иди читать, чтобы сегодня 10 страниц было прочитано! Будешь пересказывать!» — такие фразы не вдохновляют.
Пусть добыча информации станет веселым квестом, который увлечет малыша на всю жизнь.Обратите внимание на учителей, преподающих в школе, которую будет посещать ребенок. Поговорите с ними, выясните, как давно они проходили курсы повышения квалификации, какие отзывы получили за время работы (от учеников в том числе).
Исключите агрессию, язвительность, крики между домочадцами. Дом — место, где царит безопасность и принятие. В спокойной обстановке есть возможность расслабиться, набраться сил перед очередной учебной неделей.
Чтобы психологически подготовить ребенка к школе, уделите внимание развитию следующих качеств:
- Вежливость. Стандартные правила этикета никому не навредили, но дополнительно ребенку предстоит усвоить мысль: к людям вокруг надо относиться уважительно, с пониманием, не хамить окружающим.
- Чувство собственного достоинства. Умение отстаивать интересы, проявлять себя.
- Опыт продолжительного сотрудничества со сверстниками. Раннее детство характеризуется постоянным общением со взрослыми, но развитие самостоятельности у ребенка происходит только наедине с людьми того же возраста.
- Психологическая устойчивость. Если незначительная критика вызывает слезы, идти по жизни весьма тяжело.
- Сфера интересов. Мир не должен ограничиваться школьной партой, друзья — не только одноклассники. Пусть ребенок видит: в мире много возможностей, вариантов развития. Не получилось здесь — получится позже.
Интеллектуальная подготовка к школе
Интеллектуальная готовность дошкольника — весомый фактор, напрямую влияющий на настроение ребенка. Работники образовательной сферы утверждают, что к 7 годам дети должны уметь фантазировать, иметь зачатки абстрактного мышления, обладать широким кругозором (в соответствии с возрастом).
Кто-то возразит: обучать этим навыкам должны учителя, а не родители. Да, но в первую очередь ответственность несут отец и мать. Система образования направляет, подсказывает верные решения, но результат в большой степени зависит от семьи.
О каких конкретно умениях идет речь?
- Понимание основ учебного процесса: как проходит урок, для чего нужна перемена, правила общения с учителем и одноклассниками.
- Работа с задачами, требующими развитого пространственного мышления (разложить предмет на отдельные составляющие, мысленно перевернуть или переместить).
- Способность пересказывать содержание текстов (учебных и художественных), воспроизводить сюжет, анализировать смысл.
- Развитая краткосрочная и долгосрочная память. Программа начальной школы довольно насыщенная, уроки непривычно длинные. Придется запоминать быстро и много. Чтобы будущему первокласснику было проще усваивать материал в школе, начните выполнять несложные упражнения и игры на развитие памяти у дошкольников.
- Письменный и устный счет, чтение, письмо — азы грамоты.
- Восприятие разговорной речи на слух, отсутствие проблем с произношением. Выразительное чтение, произнесение реплик по ролям.
- Готовность ставить эксперименты (в том числе мысленные). Это умение пригодится и вне стен школы.
Не спешите заполнять голову ребенка знаниями из разных областей. Родительский перфекционизм способен разрастись до небывалых размеров: сегодня учим стихотворения Пушкина наизусть, завтра чертим геометрические фигуры, на следующей неделе запишемся на уроки музыки…
Такой подход может навредить. Придя в начальную школу, ребенок обнаружит, что уже знает часть материала, явно выделяется в лучшую сторону по сравнению с одноклассниками… И расслабится. Когда наступит время грызть гранит науки, малыш не сможет работать, привыкнув, что учеба дается легко.
Второй вероятный исход событий — усталость. 6-летнему ребенку тяжело удерживать внимание и запоминать информацию. Переизбыток знаний отобьет интерес к развитию.
Вывод: не допускайте переутомления. Отдохнувший ребенок добьется успеха быстрее, чем изнуренный ежедневными занятиями.
Важнее в этом возрасте научить ребенка работать с информацией, выделять главное и логически рассуждать — данные навыки пригодятся как во время уроков и подготовки домашних заданий, так и в повседневной жизни. Для развития мышления будут полезны логические и математические задачи для дошкольников. Главное — заниматься по чуть-чуть, не утомляя ребенка, и предлагать малышу задачи в игровой форме.
Для знакомства ребенка с основными школьными предметами, распорядком дня и обязанностями младшеклассника подойдут детские загадки про школу. Они помогут дошкольнику легче адаптироваться к новой роли ученика, пробудить интерес к учебе и школьной жизни.
Рекомендации для родителей
Чтобы чувствовать себя уверенно, дошкольнику следует развивать силу воли, умение работать в коллективе, общаться с окружающими. Часто талантливые ученики не реализовывают потенциал, потому что стесняются высказать мнение, страдают от нехватки одобрения одноклассников, боятся ошибиться. Паттерны поведения сложно искоренить — появившись, они преследуют нас очень долго. Задача родителей — заранее проработать страхи дошкольника, стать надежной опорой.
Что нужно для успешной подготовки ребенка к школе в домашних условиях? Дадим несколько важных советов для родителей.
- Учите детей концентрироваться на выполняемой задаче: попробуйте приготовить ужин вместе, комментируя каждый шаг. Пусть малыш подробно описывает алгоритм, объясняя действия и тренируясь быть вовлеченным в процесс.
- Делу время, потехе час. Чтобы достичь цели, нужно уметь отказываться от кратковременных удовольствий. Сначала выполняем задания, только потом идем гулять. Это научит ребенка отделять первостепенные дела от менее значимых.
- Пишите или печатайте инструкции для выполнения дел по дому. Списки хорошо структурируют мысли, помогают проследить логику событий.
- Донесите до будущего первоклассника мысль: просить помощи — не стыдно. Если родственники и друзья соглашаются поддержать тебя в трудную минуту, значит, ты хороший человек. Девиз «Я и один прекрасно справлюсь» не подчеркивает неуязвимость, а уменьшает шансы справиться с трудностями.
- Развитые навыки социализации упрощают жизнь в детском саду, школе, секции — в любой группе. Подсказывайте ребенку, как люди вокруг контактируют друг с другом, оказывают взаимовыручку, добиваются намеченных целей.
- Самостоятельность, находчивость, смекалка. Учитель не имеет возможности концентрироваться на потребностях ребенка: классы включают десятки человек. Ребенку следует уметь заботиться о себе.
- Родители, приводя чадо в первый класс, совершают ряд однотипных ошибок. Одна из них — нежелание контактировать с учителем. «Подойди к учительнице, спроси, почему она поставила низкую отметку», «Я не собираюсь решать твои проблемы, разбирайся сам». 7-летний школьник не справится с грузом, который не по плечу даже подростку.
- Посещайте родительские собрания, включайтесь в обсуждения наравне с другими родителями, иначе упустите момент. Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка, спрашивайте про новых друзей или недоброжелателей. Возник конфликт, требуется вмешательство взрослого? Не самоустраняйтесь, проследите, чтобы ситуация разрешилась в пользу ребенка.
- Распространенное клише — запугивание. «Сейчас мы тебе все разрешаем, балуем, но в школе запоешь по-другому! Там строгая тетя, нельзя играть, наказывают за плохое поведение». Догадайтесь, какие ощущения будет вызывать процесс образования в целом.
- Подавление не способствует взрослению, полноценному развитию. Страх парализует, а со временем вызывает ненависть. Повзрослев, ребенок наотрез откажется посещать место, где вынужден терпеть неудобства — школу. Именно поэтому стоит сохранять позитивный настрой.
Главное — поддержка семьи. С ней ребенок будет взрослеть и учиться новому без стресса и переживаний.
Популярное
15 сложных загадок на логику.
Найди закономерность
Как решать ребусы?
новые интересные статьи