Синдром дефицита внимания у детей
К списку статей
Синдром дефицита внимания у детей

Синдром дефицита внимания у детей

Неумение концентрироваться на одном занятии, баловство и игнорирование социальных норм поведения свойственно большинству детей. Однако, некоторым из них эти особенности мешают адаптироваться в обществе и вызывают трудности с учебой. Пока родители и школьные учителя списывают это на сложный характер ребенка и плохое воспитание, специалисты ставят ему диагноз «синдром дефицита внимания».

Что такое синдром дефицита внимания у детей?

Синдром дефицита внимания или СДВ — это неврологическое и поведенческое расстройство, которое встречается у 5-20% людей в разных странах мира: как детей, так и взрослых. Статистика в этом случае необъективна, поскольку в ряде стран ученые попросту не считают СДВ достойным лечения или академического изучения.

Считается, что 30% детей с таким диагнозом перерастают, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. Синдром дефицита внимания больше распространен среди мальчиков и чаще всего сопровождается гиперактивностью. А вот у девочек его диагностировать сложнее, поскольку они, как правило, спокойнее и уравновешеннее.

Вопреки расхожему мнению дети с СДВ не отличаются низким интеллектом, однако, им намного сложнее реализовать свой потенциал без использования надлежащих методов коррекции.

Является ли СДВ проблемой?

Синдром дефицита внимания начали изучать еще в конце 19 века, тем не менее большинство людей во всем мире по сей день связывают его симптомы с пробелами в воспитании или банальной ленью. Поэтому чаще всего на детей с СДВ воздействуют исключительно педагогическими методами, не давая себе отчета в том, что происходящее с ребенком на самом деле связано с дисфункцией нервной системы.

Действительно, на первый взгляд синдром дефицита внимания не кажется серьезной проблемой, однако, уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией в детском саду. Он неусидчив и рассеян, не может сконцентрироваться на одном виде деятельности дольше 3-5 минут, в то время как сверстники способны заниматься все 10-15.

В школе проблема усугубляется — ребенку сложно высидеть урок, он с трудом воспринимает новую информацию и не может поспеть за темпом обучения других ребят. Если ему не удалось попасть в «позитивную» статистику и перерасти симптомы СДВ, в будущем он может быть подвержен:

  • трудностям с усвоением информации;
  • снижению мотивации в учебе, полному игнорированию тех предметов, что даются ему сложнее всего;
  • низкой самооценке, неуверенности в себе, так как будет реально отставать в учебе от одноклассников;
  • повышенной тревожности, которая придет на смену избыточной двигательной активности;
  • возникновению тиков — повторяющихся мышечных подергиваний;
  • депрессии, которая может проявляться в расстройстве сна, меланхолии и безразличию к традиционным детским развлечениям.

Во взрослой жизни синдром дефицита внимания проявляется несколько сдержаннее, ведь человек во многом приспособился к особенностям своей психики. Люди с СДВ часто отмечают у себя следующие симптомы:

  • неустойчивость внимания — им сложно выполнять повседневные дела (вовремя оплачивать счета, принимать лекарства, делать уборку и т.д.), в то же время они хорошо концентрируются на интересующей их новой информации (технике, видеоиграх, острых социальных проблемах);
  • отсутствие самоконтроля — им свойственно сначала говорить, а затем думать, они импульсивны, что нередко становится причиной конфликтов с окружающими людьми;
  • неорганизованность, неспособность к долгосрочному планированию;
  • рассеянность, неумение абстрагироваться от раздражающих факторов во время выполнения конкретной работы.

Как видите, синдром дефицита внимания гораздо серьезнее классических возрастных кризисов. В первую очередь он требует диагностики у специалиста и определения соответствующих методов коррекции: педагогического и медикаментозного.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

причины синдрома дефицита внимания

Несмотря на вековую историю наблюдений синдром дефицита внимания все еще недостаточно изучен учеными. Науке пока неизвестны точные причины его развития у детей. Однако, ученые выдвигают ряд теорий, которые так или иначе объясняют возникновение этого заболевания. Вот основные причины, вызывающие СДВ:

  • наследственность — статистика наблюдений доказала, что вероятность синдрома у детей, чьи родители также имели его в анамнезе, в несколько раз выше;
  • сложное течение инфекционных заболеваний и другие патологии в период беременности;
  • злоупотребление алкоголем, никотином и кофеином в период беременности могут приводить к необратимым изменениям в головном мозге плода;
  • преждевременные роды;
  • резус-конфликт крови матери и ребенка;
  • родовые травмы, а также травмы головы и тяжелые инфекционные заболевания у ребенка в раннем младенчестве.

Некоторые специалисты к этому списку добавляют и другие факторы:

  • нарушения в работе щитовидной железы;
  • чрезмерное употребление сахара и продуктов с вредными пищевыми добавками;
  • отравление свинцом;
  • стрессовые условия жизни (частые переезды, развод родителей);
  • увлечение ребенка гаджетами и телевизором.

Как проявляется синдром дефицита внимания?

Классические симптомы синдрома дефицита внимания наиболее ярко проявляются в 5-12 лет. Это нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. В более раннем возрасте дать им оценку крайне сложно. Впрочем, есть и другие признаки СДВ, которые позволяют отнести ребенка к группе риска еще с пеленок:

  • малыш начал держать головку, переворачиваться на бок или живот раньше положенного срока;
  • не умеет засыпать самостоятельно, устраивает истерики перед сном;
  • сон сопровождается частыми пробуждениями, а его длительность и периодичность ниже нормы по возрасту;
  • краткосрочный и неглубокий интерес к игрушкам;
  • частые расстройства пищеварения;
  • регулярные проявления аллергии, кожные высыпания.

Дети с такими симптомами доставляют родителям немало хлопот, но долгожданное облегчение наступит нескоро. По достижении 3 лет им придется столкнуться с ключевыми проявлениями синдрома дефицита внимания.

Нарушение внимания заключается в неумении концентрироваться на задании в течение длительного времени. Концентрации хватает лишь на непродолжительный срок, а затем столько же времени требуется на восстановление ресурса. Даже в момент своего погружения в задание ребенок не в состоянии отделить главное от второстепенного, игнорирует детали, не может спланировать очередность действий. Его отвлекают посторонние звуки и присутствие других детей.

Гиперактивность — чрезмерная потребность в двигательной активности. Гиперактивные дети также имеют свойство неосознанно совершать нецелесообразные движения: вращения кистями рук, стопами, удары ногами друг о друга или по столу, стулу и т.д.

Импульсивность — характеризуется отсутствием терпения, частыми перепадами настроения и неспособностью выполнять комплексные инструкции. Ребенка с СДВ интересуют только его желания, он действует необдуманно, игнорируя социальные нормы поведения. На пути к цели не останавливается ни перед чем: может сорвать урок и даже ударить другого ребенка.

Кроме основных симптомов, выделяют и другие особенности СДВ:

  • проблемы в общении со сверстниками — ребенок излишне навязчив, эмоционален и даже агрессивен;
  • сложности в учебе сопровождают даже детей с высоким уровнем интеллекта;
  • слабый эмоциональный интеллект — неспособность адекватно оценивать чувства окружающих людей, предугадывать их реакцию на свои действия;
  • негативная самооценка, сравнивание со сверстниками не в свою пользу.

Несмотря на разнообразие симптомов СДВ, они далеко не всегда проявляются в комплексе. Ребенку могут быть присущи отдельные особенности, которые станут основой для постановки диагноза.

Гиперактивность у детей: особенности СДВ с гиперактивностью

симптомы синдрома дефицита внимания

Ребенок с синдромом дефицита внимания, который внешне спокоен, но имеет сложности с концентрацией, редко вызывает опасения у родителей. О нем говорят «он витает в облаках», «звезд с неба не хватает» и на этом успокаиваются. А вот те дети, чей СДВ сопровождается избыточной двигательной активностью, часто вызывают беспокойство и стремление родителей показать их специалисту.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — самый распространенный тип СДВ. Таких детей невозможно усадить за парту, им нужно прыгать и бегать до седьмого пота, но этим клиническая картина не ограничивается.

Детям с СДВГ характерны:

  • быстрая и громкая речь — ребенок не дослушивает вопрос, сразу давая на него ответ;
  • неграмотная речь — он так торопится говорить, что теряет окончания слов и пропускает целые слова в предложении;
  • поспешная речевая реакция — сначала говорит, а потом думает над сказанным;
  • бесцельность физической активности — потребность в движении очень высока, но лишена какой-либо цели, то есть ребенок не забивает мяч в корзину или в условные ворота, а просто бегает кругами;
  • бег вместо ходьбы — даже прогуливаясь по магазину ребенок делает это вприпрыжку;
  • выразительная мимика, частая смена эмоций на лице без видимой на то причины (гнев-удивление-радость-страх и т. д.);
  • отсутствие инстинкта самосохранения — не задумываясь выбегает на дорогу, лед, взбирается на опасную высоту.

Многих родителей гиперактивность пугает, ведь ребенок не может успокоиться ни на минуту. Однако, науке удалось доказать факт того, что во время избыточной двигательной активности у детей с СДВГ стимулируются мозговые центры, отвечающие за самоконтроль и мышление. По сути, мозг ребенка дает команду больше двигаться, чтобы выровнять развитие «отстающих» отделов. Поэтому родителям категорически не рекомендуется запрещать своим детям «выпускать пар».

Воспитывая ребенка с СДВГ важно помнить о том, что его психика очень уязвима, а дефицит внимания и гиперактивность — это способы защититься от нагрузки на нервную систему.

Какие процессы происходят в мозгу ребенка с СДВ?

Поскольку СДВ — это неврологическое расстройство, его проявления можно увидеть не только снаружи, но и внутри – в головном мозге. Исследования доказали, что у детей с таким заболеванием нарушена концентрация тех или иных нейромедиаторов — биохимических веществ, которые отвечают за передачу импульсов между разными отделами головного мозга и нервными клетками всего организма.

Вы наверняка слышали о дофамине, адреналине, серотонине или глицине — эти нейромедиаторы участвуют во многих химических процессах, определяя наше настроение и поведение. К примеру, дофамин отвечает за систему поощрения нашего мозга, вызывая чувство удовольствия, удовлетворения и предвкушения, что благотворно сказывается на обучении и мотивации.

Исследования в области СДВ показали, что у невнимательных, но неимпульсивных детей, склонных к рассеянности, наблюдаются снижение уровня дофамина. Это происходит вследствие нарушения работы коры лобных долей. Упадок сил, отсутствие мотивации и зацикливание на себе наблюдается на фоне снижения активности в мозжечке. Вспыльчивость, тревожность и мрачные мысли у детей с синдромом дефицита внимания говорят о нарушениях в работе височных долей.

Располагая этими фактами, можно медикаментозно воздействовать на уровень нейромедиаторов, корректируя таким образом работу мозга.

Как диагностировать СДВ у ребенка?

симптомы синдрома дефицита внимания у детей

Родители могут подозревать у ребенка синдром дефицита внимания, но поставить диагноз и определить методы коррекции может только квалифицированный специалист — невролог или психиатр. В то же время диагностика во многом будет опираться на наблюдения родителей, поэтому важно быть максимально объективным.

Чтобы быть уверенным, что вашему ребенку нужна консультация специалиста, убедитесь, что:

  • ключевые симптомы наблюдаются длительное время (дольше полугода);
  • в раннем детстве возникали особенности СДВ, характерные для младенцев;
  • ребенку сложно дается обучение даже с индивидуальным подходом;
  • регулярно возникают трудности в общении со сверстниками.

Диагностика СДВ у специалиста занимает много времени — как правило, речь идет о 6 месяцах. За это время врач в динамике наблюдает за ребенком, параллельно исключая другие патологии нервной системы и организма в целом. Пациенту назначают комплексное медицинское обследование: проверяют зрение, слух, состояние ЖКТ, делают общие анализы и ЭЭГ головного мозга, в редких случаях назначают МРТ (при родовых травмах или травме головы).

Во время наблюдения специалист занимается сбором информации о ребенке. Он общается непосредственно с ним, его родителями, нередко предлагает заполнить небольшие анкеты его педагогам. Полученные данные врач сопоставляет с основными критериями симптомов синдрома дефицита внимания и принимает решение о постановке диагноза.

Сложность диагностики заключается именно в том, что нет никаких лабораторных способов подтвердить наличие СДВ — только внешнее наблюдение за поведением ребенка и исключение других патологий.

Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания?

На сегодняшний день вылечить СДВ невозможно. Говоря о лечении синдрома дефицита внимания имеют в виду методы его коррекции, в том числе медикаментозные, которые в значительной степени снижают проявление ключевых симптомов и позволяют приблизить развитие ребенка к возрастной норме.

Медикаментозное лечение СДВ

Для коррекции синдрома дефицита внимания используют разные группы препаратов в зависимости от характера симптомов. Чаще всего терапию начинают с психостимуляторов, призванных купировать ярко-выраженные особенности. Для стимуляции мозгового кровообращения дополнительно назначают ноотропные препараты. В случаях с гипервозбудимостью применяют антипсихотические средства.

Решившись на медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания, помните о следующем:

  • препараты содержат ряд побочных эффектов и противопоказаний, поэтому детям их назначают в микродозировках;
  • психостимуляторы нельзя применять в случаях, когда СДВ сопровождается меланхолией, низкой самооценкой, расстройствами сна и аппетита, так как они могут углубить депрессивное состояние;
  • перечисленные группы медикаментов не относятся к наркотическим веществам и не вызывают зависимости;
  • доказано, что лечебный эффект от этих препаратов наблюдается только во время их приема, после отмены курса симптомы СДВ возвращаются вновь.

Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания может назначить только врач. Он же определит, подходит ли оно пациенту, вовремя отменит или подберет альтернативу. Не давайте ребенку препараты на свой страх и риск — это может усугубить его состояние и вызвать неблагоприятные последствия.

Немедикаментозные способы лечения СДВ

В зависимости от клинической картины пациента с синдромом дефицита внимания и его возраста специалисты назначают немедикаментозные способы лечения или коррекции.

Физиотерапия и массаж воротниковой зоны — назначается детям с родовыми травмами головы и шейного отдела позвоночника. Массаж, гимнастика позвоночника и физиопроцедуры (инфракрасное прогревание) назначаются после обследования, в том числе рентгенологического. Результат — восстановление кровообращения в шейном отделе, нормализация внутричерепного давления.

БОС-терапия (метод биологической обратной связи) — нормализует биоэлектрическую активность мозга, то есть способность его отделов посылать нервные импульсы к нейронам всех систем организма. Такая терапия устраняет саму причину СДВ.

На теле ребенка закрепляются специальные датчики, отражающие его биоритмы. Умственная и физическая активность вызывает их колебания. Ребенку предлагаются задания, за правильное выполнению которых запускается звуковое или зрительное подкрепление (сигнал или картинка). Процедура пользуется успехом у детей, в то же время оказывая мощный терапевтический эффект.

Психотерапия — призвана помочь ребенку с синдромом дефицита внимания принять свои особенности и адаптироваться к окружающему миру и социуму. Специалист через игру показывает пациенту, какое поведение стоит выбирать в разных ситуациях: в магазине, в школе, на детской площадке или дома с родителями. Дополнительно отрабатываются упражнения на повышение концентрации внимания, усидчивости, развития памяти, снижения импульсивности и т. д.

Психотерапия — один из наиболее эффективных способов коррекции СДВ, однако, положительный эффект достигается на протяжение длительного периода — от 2 месяцев и более.

Семейная терапия — в ходе беседы с родителями специалист объясняет особенности развития и поведения ребенка с синдромом дефицита внимания, рассказывает, как можно и как нельзя воздействовать на него, дает советы по организации занятий и досуга, подбирает игры и учебные пособия.

Арт-терапия: лепка, песок, рисование, игра на музыкальных инструментах, дыхательные и медитативные практики — все это призвано снизить тревожность, развить усидчивость и самоконтроль, раскрыть таланты и повысить самооценку ребенка.

Советы родителям детей с СДВ

симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Важность участия квалифицированного специалиста в диагностике и коррекции синдрома дефицита внимания высока, однако, основная работа ложится на плечи родителей. От выбора стратегии воспитания зависит, перерастет ребенок это заболевание или нет. Рекомендации, которые стоит соблюдать:

  • позаботьтесь о сбалансированном питании — включите в рацион продукты, богатые белком, а также йодом, цинком и магнием, сведите к минимуму употребление быстрых углеводов, вы заметите, как снизится уровень гиперактивности вашего ребенка;
  • давайте ребенку «выпустить пар» — он будет более усидчив во время уроков;
  • учитывайте цикличность работы мозга детей с СДВ — они не способны воспринимать информацию дольше 7-10 минут (а иногда и меньше), поэтому «выжимайте» из своего ученика по максимуму в начале занятия, а не в конце, чаще устраивайте перерывы для физической активности;
  • во время занятий исключайте все раздражающие факторы, чтобы ему было легче сконцентрироваться на основном;
  • не ставьте непосильных задач — давайте четкие короткие задания, постепенно увеличивая уровень сложности;
  • не забывайте хвалить ребенка даже за самые незначительные достижения, самооценка — его слабое место;
  • чаще говорите ему слова любви и поддержки, старайтесь больше времени проводить вместе;
  • установите строгий распорядок дня, с малых лет приучайте к порядку в доме — детям с СДВ очень важно быть организованными, это упростит их адаптацию в обществе;
  • учите планированию — этот процесс дается им с большим трудом;
  • не перегружайте ребенка занятиями, отдых и здоровый сон – важные элементы в процессе восстановления нервной системы;
  • не забывайте отдыхать и сами — отдых снизит стресс и обеспечит вам прилив сил, бодрости и позитива;

Не стоит бояться диагноза «синдром дефицита внимания», он вовсе не говорит о том, что ваш ребенок отстает в развитии. Просто ему необходим особый подход, чтобы преодолеть те симптомы, которые мешают ему адаптироваться к жизни и обществу. Если уделить этому заболеванию должное внимание в детстве, у вашего ребенка есть большой шанс его перерасти.

Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот