Знаментые архитекторы и их работы
К списку статей
Знаментые архитекторы и их работы

Знаментые архитекторы и их работы

Как пробудить у ребёнка интерес к культуре? Как познакомить его с архитекторами, имена которых знают во всём мире? Лучше всего мы запоминаем людей, с которыми связаны какие-то любопытные или забавные истории. Рассказывать детям про архитектуру тоже можно весело и интересно. Великие зодчие могут стать нашими хорошими знакомыми, стоит только узнать их поближе и понять: творческие люди, как никто другой, имеют право на причуды!

 

15–18 ВЕК

 

АРХИТЕКТОР-ТИТАН. Кого видел Микеланджело в глыбе мрамора?

В строительстве собора Святого Петра по очереди участвовали многие известные архитекторы Италии. Среди них был и Микеланджело Буонарроти. Это он решил, что у сооружения будет центральный купол и многоколонный входной портик — с восточной стороны, как в античных храмах.

Любовь и уважение к эпохе античности прослеживаются во всех работах мастера. Свои скульптуры Микеланджело как будто видел сквозь глыбу камня. Когда его спрашивали, как ему удаётся создавать такие прекрасные статуи, он отвечал: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».

Микеланджело вообще был мастером афоризмов. Например он говорил: «Нет такой каменной глыбы, в которую нельзя было бы вложить всё, что хочет сказать художник», а ещё «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

Ни набросков, ни эскизов — а на выходе сплошные шедевры! На протяжении 4 лет Буонарроти выполнял самую масштабную свою работу — расписывал свод Сикстинской капеллы, никого не впуская в помещение, даже самого папу римского. Микеланджело вообще не боялся власть имущих, а вот они часто страдали от его крутого нрава и говорили друг другу: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!»

Творчество Микеланжело в любопытных цифрах и фактах:

  • Свой первый шедевр — скульптуру «Пьета» («Оплакивание») — Микеланджело создал в 21 год.
  • Статуя Давида — вес 6 тонн, 3 года работы, рабочий день в среднем 20 часов.
  • Сикстинская капелла: потолок площадью 1115 квадратных метров + фрагменты стен — и всё это всего за 4 года работы.
  • Первая любовь — после 60 лет.
  • Около 300 стихотворных произведений (и это только те, что сохранились).
  • Состояние после смерти — десятки миллионов долларов в пересчёте на современные деньги (так увлечённо работал, что не успевал тратить).

 

АРХИТЕКТОР-ЛЕГЕНДА. Зачем Нестор утопил свой топор в реке?

В древнерусских сказаниях нередко упоминается о том, что церкви, храмы и дома плотники строили с помощью одного только топора. Так и легендарный мастер Нестор якобы срубил церковь Преображения Господня на острове Кижи в Онежском озере без единого гвоздя.

Замыслом архитектора было создать храм, какого «не было, нет и не будет». 22-главый деревянный собор простоял уже 300 лет, стал символом нашей страны, и подобного сооружения в мире действительно не существует.

Онежские легенды утверждают, что место для возведения храма Нестор выбрал неслучайно. Плоты с лесом для строительства трижды сплавлялись по воде и всегда причаливали к одному и тому же острову. Именно там и заложил Нестор деревянный храм.

А окончив работу, Нестор взял и выбросил в воду свой топор, чтобы никто и никогда не нашёл его и не построил ничего столь же прекрасного! После этого гениальный плотник… пропал. Больше его никто не видел.

Сокровище, о котором вы, скорее всего, не знали

Упал топор Нестора в воду, пошли от него круги. Выплеснулась онежская водица на берега соседних островов, и возникли там сами собой чудесные деревянные часовенки — каждая наособицу, со своим обликом и характером. И образовали вокруг Преображенского храма чудесное «кижское ожерелье». Так говорит предание.

Было оно так или не было, а только часовенки те до сих пор стоят на своих местах. Увидеть их может только вдумчивый путешественник, тот, что приедет на Кижские острова не на 4 туристических часа, на 4 дня — поживёт в старинном доме, полюбуется восходами и закатами да прокатится с ветерком на шустром катерочке, кропотливо собирая в копилку своих впечатлений все «бусинки» драгоценного «кижского ожерелья».

 

19–20 ВЕК

 

АРХИТЕКТОР-ХУДОЖНИК. За что Антонио Гауди не любил прямые линии?

Известный испанский архитектор Антонио Гауди с детства привык к долгим одиноким прогулкам, ведь из-за ревматических болей в ногах ему не разрешали бегать и гонять мяч с другими детьми. Наверное, именно в период вынужденного одиночества он начал обращать внимание на детали. Вы рассматриваете во время прогулки уличные фонари, ограды, скамейки? Попробуйте, ведь среди них встречаются необычные экземпляры, вроде тех, которые юный Гауди делал ещё во время обучения в Школе архитектуры.

Первые его строения были «нарядными», похожими на сказочные замки. Резьба, витражи, кованые элементы, мозаики, арки — полное великолепие! Сам Гауди говорил про свои строения: «Декоративность —это начало архитектуры». Ему нравилось проектировать «дома мечты» для состоятельных людей — не ради вознаграждения, а чтобы творить, не ограничивая себя, не боясь, что заказчик не сможет оплатить проект.

Вы можете представить себе дом, в котором нет прямых линий? А Гауди считал, что прямую линию придумал человек, а Бог придумал круг. Вдохновение он черпал в окружающей природе: его дома похожи на облака, горы, деревья, животных…

Для работы мастеру не нужны были чертежи, он пользовался только набросками, которые делал по ходу строительства, поэтому ни один архитектор не смог продолжить работу великого Гауди. Например, макет храма Святого Семейства он создал из… подвешенных мешочков с песком!

Его современникам было не под силу понять замысел гения. Только появившиеся спустя почти 100 лет компьютеры и космические программы НАСА смогли провести подобные расчёты — расшифровать пространственную модель собора и разработать безопорную систему перекрытий, которые Гауди придумывал в уме.

Забавная история из биографии Гауди

Со своим самым щедрым заказчиком и покровителем, Эусеби Гуэлем, архитектор познакомился благодаря… любви к перчаткам! Гауди носил только лайковые перчатки отличного качества, которые покупал в магазине в самом центре Барселоны. И однажды ему предложили оформить витрину. Воодушевлённый задачей, мастер решил создать из перчаток целый город — с перчатками-домами, перчатками-деревьями, перчатками-людьми! Влюблённые парочки, также сделанные из перчаток, прогуливались по улицам перчаточного города и садились в экипажи, запряжённые — да-да! — тоже  перчатками.

За созданием этой необычной композиции и застал нашего героя меценат Гуэль. Он пришёл в восторг и предложил придумать что-нибудь оригинальное и для него. Гауди спроектировал для богатого семейства усадьбу, часовню, дворец и даже фантастический парк, после чего слава о нём пошла по всей Испании. 

 

АРХИТЕКТОР-ИНЖЕНЕР. Почему Эйфель не поселился в доме из стали?

 

Не все архитекторы в душе художники, как Гауди. Бывают архитекторы-инженеры, как, например, Густав Эйфель. Услышав это имя, мы, конечно, сразу вспоминаем знаменитую 300-метровую металлическую башню, с помощью которой Эйфель стремился превзойти строителей египетских пирамид.

И ему это удалось! Никогда прежде мировая архитектура не знала подобных конструкций. Почти 40 лет Эйфелева башня оставалась самым высоким и, пожалуй, самым обсуждаемым строением в мире: вокруг неё было много и восторгов, и критики.

Эйфель первым понял, что самыми дешёвыми и прочными являются решётчатые конструкции. Из них и была возведена знаменитая башня, а также многочисленные стальные мосты и виадуки, железнодорожные вокзалы и церкви. Эйфель придумывал каркасные конструкции даже для Статуи Свободы в Америке — они должны были выдерживать сильные ветра и не позволять статуе упасть. До сих пор они вроде справляются со своей задачей?

А ещё Эйфель сконструировал три… металлических дома. Нет, он не был сумасшедшим, просто не смог отказать перуанскому миллионеру-сумасброду. Диковинные постройки вызвали восторг у местных жителей, только вот жить в стальном доме оказалось, к сожалению, невозможно — слишком уж сильно нагревались от солнца его стены и крыша.

Занимательный факт из жизни Эйфеля

А знаете ли вы, что на самой вершине Эйфелевой башни располагается маленькая, но уютная комнатка с панорамным обзором, которую инженер спроектировал лично для себя? Эйфель наотрез, даже за большие деньги, отказывался продать или хоть бы сдать её на ночь, гордясь тем, что является обладателем самой высотной парижской квартирки. Эйфель лично выбирал для неё мебель, картины и даже рояль. На головокружительной высоте он принимал в гостях своих друзей, среди которых был и прославленный изобретатель Томас Эдисон, а также использовал это помещение как научную лабораторию, где занимался исследованиями в области метеорологии и аэродинамики. Сейчас там расположен его музей.

 

20–21 ВЕК 

В первой и второй части нашего рассказа речь шла о признанных шедеврах прошлых времён. А кто определяет архитектурный облик планеты в наши дни? Знакомьтесь, Фрэнк Гери и Норман Фостер — наши современники и… большие оригиналы!

 

АРХИТЕКТОР-РАЗРУШИТЕЛЬ. Почему Фрэнк Гери обожает всё ломать?

Фрэнк Оуэн Гери всегда отрицал принципы классической архитектуры. Самым совершенным созданием на земле он считает рыбу и часто проектирует здания, напоминающие её обтекаемый силуэт. Посмотрите, как правдоподобно выглядит его 35-метровая «плывущая рыба» из Олимпийской деревни в Барселоне! Говорят, рыба была любимым блюдом бабушки Гери, и она часто угощала им своего внука. Что ж, все мы родом из детства…

Гери считает, что банальные бетонные коробки ужасны, и стремится их… разрушить. Мы привыкли думать, что здание — это что-то очень прочное, устойчивое. Но творения Фрэнка Гери убеждают нас в обратном. Его постройки могут наклоняться, «падать», «разваливаться на части» и даже «танцевать»! Архитектор создаёт необыкновенные, как будто сломанные, конструкции, чтобы показать: архитектура — это нечто подвижное. Как его любимая рыба.

На экране, как в жизни

Необыкновенный талант Гери был оценён киношниками. С их лёгкой руки эпатажный архитектор стал героем одной из серий мультсериала «Симпсоны». По сюжету Гери находит на тротуаре смятую бумажку, и её форма становится основой для его очередного здания. Гери с иронией отнёсся к такой трактовке своего творчества и даже сам озвучил своего персонажа. 

 

АРХИТЕКТОР-ПРИШЕЛЕЦ ИЗ БУДУЩЕГО. Норман Фостер и его экологичные гиганты

 

 

Сооружения британского архитектора Нормана Фостера как будто сошли со страниц фантастической книги! Его здания в «космическом стиле» завораживают и притягивают внимание.

Какие здания строить — современные, удобные или экологичные? Норман Фостер не стал делать выбор в пользу какой-то одной характеристики. Во всех его сооружениях много стекла, сетчатых конструкций, блеска, воздуха и света. Фостер думает не только о дизайне, но и об окружающей среде. Купольные крыши позволяют сберегать электроэнергию, высотные конструкции занимают меньше места и сохраняют природу. В его проектах предусмотрены даже сады, чтобы очищать воздух в помещениях!

Полет фантазии

Здания Фостера не всегда стоят ровно, они отклоняются от своей оси и занимают причудливые положения в пространстве. За необычные формы творения Фостера часто получают в народе смешные прозвища — например, «корнишон» или «милое яичко». Да уж, Норман Фостер — архитектор, для которого не существует технологических барьеров. А ещё нам, россиянам, особенно приятно, что своим учителем этот выдающийся, «космический», творец считает русского инженера Шухова! 

 

Вот такие они необычные люди, архитекторы. А хотите увидеть самые красивые здания и удивительные конструкции, которые они придумали и воплотили в жизнь? Записывайтесь на курс Умназии «Знаменитые архитектурные сооружения»!

Наш курс — это не сухое ознакомление детей с архитектурой. Мы приглашаем вашего ребёнка (и вас, конечно, тоже!) в мир талантливых архитекторов, гениальных изобретений и непревзойдённых шедевров. Давайте вместе подберём культурный код к двери, за которой хранятся сокровища мировой архитектуры!

За время обучения ваш ребёнок:

  • Облетит вокруг земного шара — всего за 2,5 часа, делая на пути привалы и посадки.
  • Увидит новые страны и шедевры мировой архитектуры: Колизей, Эйфелеву башню, Тадж-Махал, Вестминстер и другие.
  • Расширит кругозор.
  • Улучшит память, разовьёт мышление и художественное восприятие.
  • Получит знания, которые позволят ему блеснуть эрудицией во время путешествия или урока истории, а также непринуждённо поддержать беседу об искусстве.

Кстати, а хотите прямо сейчас пройти несколько заданий из этого курса? Проверьте, знаете ли вы ответы на вопросы, с которыми легко справляются наши учащиеся, ребята 6–13 лет.

 

 


Знаете верные ответы? Браво!

Эти вопросы поставили вас в тупик? Не расстраивайтесь. Зарегистрируйтесь на курс «Знаменитые архитектурные сооружения». И ребёнок многое узнает, и вы пополните свой багаж знаний.

 

blogArticleAd-image
blogArticleAd-image
Развитие кругозора детей 6-13 лет
Хочешь узнать больше о самых знаменитых архитектурных сооружениях нашей планеты? Ждем тебя на нашем онлайн-курсе «Культурный код» для детей 6-13 лет
узнать подробнее
Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот