7 лучших методик раннего развития ребенка
Термин «раннее развитие» вызывает противоречивые ассоциации у людей. Для одних это закономерное приобретение навыков в процессе адаптации к окружающему миру, для других — чтение японских хокку перед колыбелью грудничка, а для третьих – синоним кражи детства у ни в чем не повинных детей. Что же такое раннее развитие, какие существуют методики и какая из них подойдет вашему ребенку?
Что такое раннее развитие?
Раннее развитие подразумевает развитие способностей и содействие родителей в пробуждении интереса ребенка к раскрытию собственного потенциала. Под способностями в данном случае понимают:
- физическую активность (навыки владения телом, сила, выносливость, ловкость);
- бытовые навыки (самообслуживание: умение самостоятельно есть, пить, одеваться, причесываться, убирать после себя);
- творчество (лепка, рисование, аппликации и т. д.);
- интеллект (речь, чтение, письмо, энциклопедические знания, интеллектуальные игры).
Нервная система человека завершает свое формирование к 11 годам. В то же время к 3 годам головной мозг формируется уже на 70-80%. После того, как науке стал известен этот факт, мир детской педагогики перевернулся – с этих пор стали появляться методики раннего развития. Их цель — дать детям возможность максимально реализовать свой потенциал. Простыми словами — вырастить гениев.
Важно понимать, что развитие ребенка происходит в любом случае — при его активном взаимодействии с людьми, бытовыми вещами, игрушками, природой и так далее. В то же время помощь родителей, знакомых с популярными методиками раннего развития, дает ребенку хорошую базу и преимущество в школе.
«За» и «против» раннего развития
Плох тот родитель, что не желает, чтобы его ребенок был самым умным. Но, заразившись идеей раннего развития, он забывает о чувстве меры. Услышав однажды о том, что «после 3 уже поздно», родитель в панике пытается наверстать упущенное, иногда забывая о здравом смысле.
Раннее развитие необходимо ребенку, так как формирует:
- мелкую моторику (развитие ловкости пальцев и кистей рук, что благотворно влияет на мышление,
- координацию, ориентацию в пространстве, зрительную память и речь);
- базовое представление о мире (через специальные карточки ребенок узнает об окружающем мире).
В то же время родителям стоит понимать, что ребенок — не экспериментальный проект, а живой человек, он должен быть не только умным, но и счастливым, и веселым, и здоровым. Необходимо стремиться к тому, чтобы раннее развитие стало лишь частью жизни, наряду с играми, общением и полноценным отдыхом. Так оно принесет максимальную пользу.
Методики раннего развития детей
Разнообразие методик раннего развития позволяет каждому родителю определить для себя основные направления в работе с детьми. Почитайте о педагогических методах Монтессори, Домана, Никитиных и других ученых, чтобы определить, какие из них подойдут вашему ребенку.
Методика Монтессори
Мария Монтессори — одна из воспитателей, определивших способ педагогического мышления прошлого столетия согласно позиции ЮНЕСКО. Система воспитания детей, сформулированная ею еще в первой половине 20 века, до сих пор считается наиболее эффективной методикой раннего развития и пользуется популярностью у родителей.
Суть методики Монтессори заключается в предоставлении ребенку свободы выбора деятельности и формирования самостоятельности с первых лет жизни. Мария обнаружила у детей от 3 до 6 лет состояние, при котором они способны концентрироваться на длительное время на интересном для них виде деятельности. Она назвала это состояние нормализацией.
Предлагая ребенку альтернативные, «полезные» по мнению взрослых задания, такой концентрации достичь невозможно. Именно нормализация стимулирует саморазвитие и самообучение, что дает максимальный образовательный эффект. Этот принцип и лег в основу ее педагогики.
Монтессори разработала концепцию школы с учетом особенностей всех возрастов детей, начиная с 1 года. Сегодня ее чаще всего применяют для детей 3-6 лет. Концепция имеет следующие особенности:
- создание образовательной среды: дидактические материалы, пособия, развивающие предметы, лично разработанные автором методики;
- дети самостоятельно выбирают интересующие их материалы, взрослые не вправе навязывать им задания;
- педагог присутствует на занятии в качестве наблюдателя и вмешивается в работу ребенка только по принципу «помоги мне сделать это самостоятельно»;
- дети свободно передвигаются по классу;
- знакомство с миром и его явлениями происходит через собственные открытия в процессе работы с материалами, а не через лекции педагога;
- методика не подразумевает оценок, аттестаций или экзаменов;
- процесс обучения направлен не на получение академических знаний, а на развитие органов чувств.
Популярность методики состоит в том, что она основана на развитии мелкомоторных навыков. Среда Монтессори считается лучшей в этой сфере, и многие ее составляющие сегодня можно купить в магазине для занятий дома. Мелкая моторика — одно из главных направлений раннего развития детей, и здесь методике Монтессори нет равных.
В то же время у такой воспитательной системы есть ряд недостатков: на занятиях совсем не используют игровой метод образования, эмоциональный и творческий потенциал детей остается нераскрыт. Этим придется заниматься дополнительно.
Занятия в школах Монтессори не подойдут робким и стеснительным детям, а также детям с задержкой развития — им необходимо сопровождение педагога.
Вальдорфская школа
Эта образовательная система отвергает раннее развитие детей в его традиционном понимании. Считается, что для интеллектуального развития ребенок вначале должен созреть эмоционально. Поэтому в дошкольном периоде ребенка учат в основном навыкам самообслуживания, а развитие интеллекта начинается только при поступлении в школу.
Основной принцип Вальдорфской школы — раскрытие естественных талантов ребенка в комфортном ему темпе, без стрессов и страхов и без оценивания его достижений.
Первая школа была основана в Германии в начале прошлого века. В то время вся педагогика сводилась к заучиванию материала, что вызывало недоумение у представителей рабочего класса. Тогда же для них создали такую школу, в которой их детям не приходилось штудировать учебники и заниматься зубрежкой. Все необходимые знания они получали в процессе трудовой и творческой деятельности.
Сегодня Вальдорфские школы распространены во всем мире. В Европе их создано более 400, в России такие школы открыты в Санкт-Петербурге, Рязани, Ярославле, Самаре, Жуковском и других городах.
Основные принципы методики:
- обучение начинается с 7 лет и длится 11-12 лет;
- первый год – адаптационный, детей учат дисциплине, за ними наблюдают и дают минимальные академические знания;
- принцип душевной экономии — ребенок учится только тому, к чему он интеллектуально готов;
- учебники не предусмотрены: дети ведут конспекты, которые подшивают в общую тетрадь, возвращаясь к ним по мере необходимости;
- оценки за успеваемость выставляют только в старшей школе, соревновательный элемент в учебе отсутствует;
- педагог и классный руководитель играют большую роль в жизни ученика, они помогают разобраться в материале и пропустить его через себя для лучшего усвоения;
- много внимания уделяется развитию творческих способностей у детей: музыкальных, художественных, театральных;
- вовлеченность семьи: детям задают совместные проекты с родителями, в конце каждой четверти устраиваются отчетные концерты.
Выпускники Вальдорфских школ обладают высоким эмоциональным интеллектом, они культурно развиты и психически уравновешены. В то же время у них отсутствуют глубокие академические знания по точным наукам, они не способны поступить в технические ВУЗы. Если вы заметили склонность ребенка к математике, лучше выбрать другую школу.
Теплая и дружелюбная атмосфера школы способствует комфортному пребыванию в ней учеников, однако она резонирует с внешним миром, и дети часто испытывают трудности в адаптации к реальной жизни после выпуска.
Методика Глена Домана
Глен Доман — всемирно известный физиотерапевт, коррекционный педагог, создатель авторской методики раннего развития. Первоначально работа американского врача была связана с оказанием помощи детям с особенностями развития: умственного и физиологического.
Доман пытался найти способ обучения детей с задержкой психического развития, ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и подобными заболеваниями. Но, применяя свои методы на практике, он заметил, что нормотипичные братья и сестры его пациентов также вовлекались в учебный процесс и показывали фантастические результаты.
Так была изобретена и запатентована методика Глена Домана для детей до 7 лет. Она основана на результатах исследования о развитии мозга ребенка с рождения до 3 лет (активная фаза) и от 3 до 7 (менее активная фаза). Доман убеждает, что нельзя терять ни минуты — начиная с 3 месяцев ребенка необходимо развивать и физически, и интеллектуально: расширять кругозор, учить чтению, счету, давать энциклопедические знания.
Для этого Глен предложил использовать систему карточек (карточки Домана), которые нужно регулярно показывать ребенку, постоянно наращивая объем и усложняя их содержание. Одна карточка размером А5 или А4 должна иметь белый фон, на ней должен быть изображен один предмет, а внизу крупным жирным шрифтом подписано его название.
Когда взрослый в течение нескольких секунд показывает ребенку одну карточку и проговаривет вслух название, малыш не только узнает, что это за предмет, но и запоминает, как пишется слово. По сути, ребенок учится читать, но начинает не с букв и слогов, а сразу со слов. Такой метод впоследствии назвали методом глобального чтения.
Учить счету Доман тоже предложил с помощью карточек, первоначально используя для этого не цифры, а точки. На каждой карточке располагается определенное количество точек. Ребенок учится понимать, на какой карточке их больше, на какой меньше, может их сосчитать в уме и даже решить первые математические примеры. И только в старшем возрасте дети переходят к изучению цифр, которые обозначают количество точек. Доман считал, что такой способ детям более понятен, а следовательно, более эффективен.
Особое внимание в методике Домана уделяется физическому развитию у детей до 7 лет. Физическая активность также способствует развитию мозга. Для этого он изобрел массу тренажеров и упражнений, которые можно применять с 3 месяцев жизни.
Комплексная методика раннего развития показывает хорошие результаты, особенно в работе с детьми с особенностями развития. Знаменитые карточки Домана сегодня можно купить в любом детском магазине или сделать их самостоятельно.
Методика действительно способствует расширению кругозора у детей, но и она не лишена недостатков:
- освоение чтения с помощью карточек затрудняет дальнейший переход к книгам, в которых картинок на порядок меньше;
- не зная букв и слогов ребенку сложно освоить чтение книг – он пропускает незнакомые слова и теряет смысл прочитанного;
- методика не уделяет внимания развитию мелкой моторики;
- работа с карточками требует кропотливой ежедневной работы, что достаточно сложно реализовать в условиях современной жизни;
- отсутствует игровая деятельность;
- нет упражнений на развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта;
- сложность в расчете нагрузки на детский мозг, что может привести к переутомлению.
Система Сесиль Лупан
Сесиль Лупан — обычная французская мама, которая сделала воспитание детей своей профессией. Впервые став матерью, она увлеклась идеями Глена Домана, но, применив их на собственном опыте, усовершенствовала его методику.
Главный принцип системы Лупан — развитие ребенка и его познание окружающего мира должно происходить с помощью матери. Мать приводит ребенка в этот мир, она же и должна дать ему все знания о нем. При этом важно понимать разницу между вниманием, необходимым ребенку для гармоничного развития, и чрезмерной опекой. Задача мамы — пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, к знаниям и предоставить ему возможность выбора.
По аналогии с Доманом, Сесиль считает, что развивать ребенка следует с первых дней жизни. Кратко ее систему воспитания можно разделить на 3 направления:
- физическое развитие;
- чтение;
- кругозор.
В первый год жизни ребенка формируется привязанность ребенка и матери. В этот период важны прикосновения, поглаживания, объятия, совместный сон, грудничковое плавание и гимнастика.
Сесиль также рекомендует в это время активно практиковать глобальное чтение, но не по карточкам Домана. Она предлагает сделать карточки с названием бытовых предметов (шкаф, кровать, стол, раковина и т. д.) и разместить их рядом с этими предметами по всему дому, периодически зачитывая их.
Для дальнейшего освоения чтения Лупан рекомендует делать фотографии ребенка в разных обстоятельствах: возле кровати, за столом, в песочнице, с собакой и т. д. Эти фотографии можно клеить в альбом, подписывая их, а затем вместе разглядывать, читая и объясняя ребенку написанное.
Создание индивидуальных пособий по изучению предметов — еще одна особенность методики Сесиль. Она убеждена, что каждому ребенку нужен особый подход, и никто не способен подобрать его лучше собственной матери.
Основные принципы ее методики:
- мама – лучший педагог:
- проверка знаний не требуется;
- занятия проходят в игровой форме и заканчиваются до того, как ребенок почувствовал усталость;
- нет смысла заниматься каждый день — важнее заниматься на пике энтузиазма;
- «да» поощрениям, объятиям и поцелуям с мамой во время обучения.
Преимущество подхода Сесиль Лупан состоит в том, что она выносит индивидуальность ребенка на первый план. Ее система учитывает большинство недостатков методик Марии Монтессори и Глена Домана, однако, сама она тоже имеет ряд минусов:
- предполагает полную отдачу матери в течение 5 лет жизни ребенка — найти время на что-то другое, соблюдая все принципы системы, у женщины не получится;
- многие педагоги считают, что раннее чтение (до 5-6 лет) создает трудности в его дальнейшем освоении;
- методика Сесиль не подразумевает общения с другими взрослыми (педагогами) и даже детьми — только с родными братьями и сестрами, вся жизнь детей вертится в основном вокруг мамы.
Более подробно с методикой Сесиль Лупан можно познакомиться в ее книге «Поверь в свое дитя».
Методика Никитиных
Советские педагоги Елена и Борис Никитины — авторы методики, проверенной на собственных 7 детях, популярной в Германии, Японии и ряде других стран. Несмотря на эффективность методов, развивающих игрушек и пособий, у воспитательной системы Никитиных много противников.
На первый взгляд методика кажется спартанской — она подразумевает активное физическое развитие детей и организацию домашнего пространства соответствующим образом (тренажеры, шведские стенки, турники), ежедневное закаливание, а также постоянное обучение детей — с ранних лет с проверкой знаний и соревнований друг с другом.
Главной идеей, легшей в основу методики Никитиных, стало НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Супруги утверждали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями, для развития которых требуется конкретное время и соответствующие условия. Упустив это время в детстве, в более позднем возрасте человеку уже не достичь высот.
Поэтому свою методику воспитания Никитины построили по принципу «опережения». Родители должны создать богатую развивающую среду при первых проявлениях определенных способностей у ребенка. Например, как только ребенок начинает говорить, у него тут же должны появиться кубики с буквами, карточки со словами, букварь и т. д.
Никитины призывали родителей осознанно подходить к воспитанию детей, уделяя им максимум внимания. В помощь ответственным отцам и матерям педагоги изобрели массу пособий, логических задач и игрушек для детей дошкольного возраста. Самые известные из них давно вошли в рейтинг лучших развивающих материалов:
- игра «сложи узор» — набор из 16 кубиков, каждая грань которых окрашена в определенный цвет для создания необычных узоров;
- уникуб — знакомит детей с трехмерным пространством;
дроби — коллекция кружочков, поделенных на равные части, для наглядного изучения математических дробей;
детские часы и термометр — адаптация известных приборов для детей и т. д.
Занятия по методике Никитиных — это не просто развивающий урок, это образ жизни всей семьи, где гармонично скомбинированы физическая активность и интеллектуальное развитие, а держится это все на железной дисциплине и родительском авторитете.
Личный опыт семьи Никитиных доказывает эффективность их системы — все 7 детей блестяще учились, четверо из них поступили в ВУЗы уже после 8 класса. Недостатком их методики можно назвать отсутствие у большинства родителей багажа знаний, позволяющих грамотно организовать воспитательный процесс.
К тому же Никитины старались создать универсальную инструкцию, подходящую каждому ребенку без учета индивидуальных особенностей. В целом же, большое количество пособий, созданных супругами для развития детей, актуальны по сей день и могут быть использованы каждым ребенком.
Методика Зайцева
Николая Зайцева называют новатором отечественной педагогики, хотя его знаменитому методу уже более 50 лет. В 60-х годах прошлого века Зайцев взглянул на процесс обучения чтению под другим углом. Традиционно детей учат читать буквы, слоги, а затем слова. Он же предложил способ чтения по «складам» — по аналогии с появлением речи.
Склад похож на слог, но бывает короче слога: может быть как самостоятельной гласной или согласной, парой из согласной и гласной, согласной и мягкого знака. Например, в слове «пить» один слог, но два склада — пи-ть. В слове «горка» три склада — го-р-ка. Именно по складам младенец впервые произносит слова, почему бы не обучать его чтению по тому же принципу?
Николай Александрович создал специальные пособия по чтению по складам, но широкую известность он приобрел благодаря своим кубикам, на гранях которых написаны эти самые склады. Зайцев считал, что игровой формат обучения намного эффективнее штудирования букварей. Во время занятий он разрешал детям хлопать в ладоши, топать ногами и смеяться, радуясь своим успехам. А скуку считал главным врагом прогресса, поэтому постоянно менял форматы занятий и дидактический материал.
Несмотря на педагогический успех, методику Зайцева так и не одобрили в Министерстве образования — в советское время не признавали отклонений от традиционных форм обучения. А позже Николай Александрович уже не инициировал повсеместного внедрения своей системы.
Тем не менее, его алгоритмы обучения чтению активно применяются воспитателями в детских садах и развивающих центрах, родителями в домашних условиях. Методика подходит для детей от 1 года до 7 лет. Кроме чтения ее можно применять для изучения иностранных языков и математики.
Методика Тюленева
Павел Тюленев — автор методики раннего развития, с помощью которой дети начинают читать уже в 2 года, в 12 лет оканчивают школу, а в 18 защищают свою первую кандидатскую. Звучит неправдоподобно, тем не менее, Павлу удалось доказать свои гипотезы на живом примере — он представил миру годовалого ребенка, который еще толком не умел говорить, но уже мог собирать слова из букв.
Павел Тюленев пришел в педагогику ближе к 40 годам. Первоначально он занимался изучением и внедрением методики Бориса и Елены Никитиных, считая их принципы основой воспитания гениальных детей. Он верит в то, что к обучению ребенка нужно приступать с первых дней его жизни, а чтение считает основополагающим навыком, которому стоит обучать детей как можно раньше. Ведь чтение — это главный источник получения информации и интеллектуального развития личности.
Павел уверен, что грамотно созданная образовательная среда позволяет добиться феноменальных результатов. Вместе с коллегами он создал систему обучения МИР — Методику Интеллектуального Развития. Это набор четких инструкций, пособий и рекомендаций для родителей и педагогов.
Вся методика делится на 10 класс-миров. В первый класс-мир ребенок попадает уже с первых дней жизни, а к двум годам он окончит пятый. Далее развитие ребенка будет замедляться — в последний 10 класс-мир он пойдет в 12 лет, а закончит его только в 18 лет.
Основные принципы методики Тюленева:
- занятия с первых дней жизни: важно показывать ребенку карточки с буквами и цифрами, ежедневно уделяя пару минут занятиям, и уже в возрасте 3-5 месяцев ребенок будет радоваться, узнавая знакомые символы на улице, словно любимой игрушке;
- создание правильной обучающей среды — Павел рекомендует использовать материалы и инструкции, подготовленные опытными специалистами из его команды, самостоятельно создать реквизит у обычного родителя не получится;
- в основе развития ребенка должно лежать обучение чтению.
Для организации занятий в домашних условиях кроме инструкций вам дополнительно понадобятся:
- кроватка-микрошкола, оформленная в соответствии с требованиями МИР;
- наборы карточек;
- магнитная азбука МИР и буквы-игрушки.
Громкие обещания автора МИР пока не успели исполниться в полном объеме, поскольку дети, воспитанные по данной методике, не успели вырасти. Тем не менее, родители, глубоко погрузившиеся в эту систему, отмечают определенные успехи в чтении у детей 2-летнего возраста. И все же к методике Тюленева есть ряд вопросов:
- высокая стоимость пособий и реквизита;
- предложенные задания крайне сложны, некоторые родители не смогли разобраться с инструкциями;
- нет учета индивидуальных особенностей ребенка.
Универсальных правил воспитания детей не существует. Каждая из описанных методик раннего развития имеет ряд достоинств, которые заслуживают внимания. Зная особенности своего ребенка можно комбинировать занятия, применяя те или иные принципы и упражнения.
Популярное
15 сложных загадок на логику.
Найди закономерность
Как решать ребусы?
новые интересные статьи