Как научить ребенка считать в уме
К списку статей
Как научить ребенка считать в уме

Как научить ребенка считать в уме

Устный счет — навык, который пригодится ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни. Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли учить детей считать в уме, вот веские причины:

  • устный счет развивает способность мыслить рационально и улучшает ментальные способности (память, логику, концентрацию);
  • полезен в быту — рассчитать скидку в магазине, остаток средств на счете;
  • это часть развития, такое же необходимое умение, как способность читать и писать.

В статье мы рассказываем о нюансах обучения и самых популярных методиках.

В каком возрасте лучше начать?

Дети проявляют интерес к арифметике еще в младенчестве. Взрослый, играя с малышом, загибает пальцы и считает до 10, а ребенок уже активно следит за движениями и пытается понять происходящее. Когда ему исполняется полтора года, он самостоятельно пытается посчитать предметы вокруг.

Возраст  от 4 до 5 лет — хороший период, чтобы освоить письменный счет и простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

В 5-7 лет детский мозг готов к более сложным операциям: именно в этом возрасте педагоги советуют начинать обучение устному счету. Но не спешите искать методики для взрослых — дети воспринимают информацию иначе.

Общие рекомендации

мальчик учится считать в уме

Прежде чем приступить к обучению, проверьте, готов ли ребенок.

Развиваем мышление

Счет в уме требует развитого абстрактного мышления, которое позволяет человеку понимать различные концепции, работать с отвлеченными образами и понятиями.

Проблема в том, что у 5-7-летних детей оно только начинает формироваться. Это трудоемкий процесс: подростки и даже молодые взрослые продолжают развивать абстрактно-логическое мышление в течение долгого времени.

Поэтому необходимо задействовать наглядно-образное мышление с опорой на конкретные зрительные образы — так ребенку будет легче понять, что от него требуется:

  • используйте счетные палочки, магниты и картинки для изучения математики;
  • просите показать цифры, которые вы называете — пусть это станет ежедневным упражнением;
  • связывайте их с понятиями, уже знакомыми малышу (3 богатыря, 5 пальчиков на руке, 7 гномов);
  • вместе рисуйте объекты, по которым можно запомнить цифры (8 ног у паука, 4 — у кота);
  • спрашивайте, какие цифры есть рядом с вами прямо сейчас — вывески, ценники, номера;
  • чаще употребляйте их в речи: «Тебе сейчас 5 лет, в следующем году будет уже 6. А сколько Маше?»

Основы арифметики

Прежде всего убедитесь, что малыш свободно считает до 10 и обратно, иначе дальнейшие упражнения будут даваться тяжело. Затем можно осваивать базовые арифметические действия.

Расскажите и покажите, что такое состав числа: оказывается, 4 яблока — это и 3+1, и 2+2. Положите их на стол и детально продемонстрируйте каждый пример.

Постепенно можно перейти к вычитанию и умножению. Дети должны знать понятия «больше», «меньше», «поровну» и понимать, для чего они нужны.

Главные правила, которые упростят занятия:

  • математика — всего лишь игра, не превращайте учебу в долгую лекцию о цифрах;
  • делайте объяснение максимально наглядным;
  • хвалите за малейшие успехи;
  • счет в уме должен стать обычным делом — считайте деревья во время прогулки, карандаши в пенале, машины на дороге;
  • регулярность и повторение материала — основа крепких знаний.

Учимся считать в уме

как научить ребенка считать в уме

Вы уверены, что пора приступать к работе, но не знаете, с чего начать? Предлагаем наиболее действенные методы обучения — выбирайте то, что подходит вам.

Игры

В раннем возрасте человек познает мир в игровой форме. Совместите приятное с полезным.

  1. Организуйте в детской небольшой «магазин»: пусть малыш самостоятельно расставит товар, приклеит ценники и попробует вам что-нибудь продать. В процессе он посчитает итоговую стоимость всех вещей и предложит покупателю скидку. Эта игра развивает навыки устного счета и находчивость: дети учатся планировать действия, вести переговоры, быстро реагировать на обстоятельства.
  2. Устройте небольшое соревнование между ребенком и его друзьями. Подготовьте несколько задач и предложите решить их. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. Но не забывайте поощрять старания каждого игрока, даже если кто-то считает медленнее остальных.
  3. Популярная игра «Домик» — знакомство с понятием «состав числа». Распечатайте, нарисуйте или купите многоэтажный дом с крышей (готовый набор картинок или кубиков). На каждом этаже размещают 2-3 цифры, которые в сумме дают число, находящееся на крыше. Участники игры привыкают к устной арифметике и с удовольствием строят дом.

Заучивание правил и таблиц

Существуют таблицы сложения и вычитания чисел. Нет смысла заучивать их наизусть, как таблицу умножения, но нужно объяснить ребенку, как они устроены. Решите пару примеров вместе, а потом проверьте, сможет ли он справиться с заданиями без посторонней помощи.

Чтобы усилить эффект запоминания, повесьте на стену красочные таблицы с крупными цифрами. Сработает зрительная память, и при устном счете ребенок будет представлять именно их. Использование таблиц ускоряет запоминание.

Расскажите о простых правилах, помогающих совершать арифметические операции в уме. Ими пользуются и взрослые.

  • Прибавляя 7, 8, 9, сначала добавляем 10, а затем вычитаем «лишнее»: 9+9=9+10-1=18.
  • Прибавление по частям, чтобы получилось удобное целое число: 14+8=14+6+2=22.
  • Вычитаем постепенно, разделяя число на части: 46-8=46-(6+2)=46-6-2=38.

Системы обучения устному счету

девочка пишет на доске и считает в уме

Обратите внимание на методики, разработанные педагогами. Принципы, лежащие в их основе, помогут вам найти нужный подход.

Монтессори

Методика Марии Монтессори построена на личной вовлеченности детей. Цифры сами по себе не способны заинтересовать маленьких учеников, для них это просто символы и черточки. Важно, чтобы приобретенные знания были полезными в обычной жизни.

Сначала дети знакомятся с цифрами зрительно и тактильно: трогают объемные фигурки, привыкают к структуре, пересчитывают количество предметов (к примеру, стеклянных шариков). Материал должен быть ярким и запоминающимся. Учитель подбрасывает игральные кубики и кладет рядом столько предметов, сколько выпало при броске. Задача ученика — соотнести количество точек и реальных шариков, понять, что это за цифра.

Затем дети осваивают счет в уме, работая с предметами. Преподаватель раскладывает фигурки по десяткам и проговаривает, что он делает: например, добавляет к 10 шарикам еще 5, получается 15. После тренировок ребенок с легкостью считает устно, представляя ту же группу предметов и мысленно передвигая их.

Леушина

Это классический подход к обучению детей математике. Советский педагог А. М. Леушина разработала метод, по которому учились почти все советские школьники. Многие преподаватели используют его и сейчас.

Подопечные постигают основы арифметики с помощью подручных средств: подойдут обычные палочки для счета или вещи, лежащие на столе. Ребенок передвигает их и комментирует свои действия вместе с педагогом: «Одно яблоко, два яблока… Добавим еще одно, будет три яблока».

Следующая ступень — работа с абстрактными понятиями «больше», «меньше». В итоге дети способны посчитать предметы и устно сравнить их количество в каждой группе.

Методику Леушиной часто критикуют: она не учит считать и анализировать быстро, но традиционные методы хороши своей надежностью.

Зайцев

Н. А. Зайцев разработал систему «Стосчет», известную по всему миру. Педагог предлагает не учить цифры и числа по десяткам, а сразу работать с целой сотней (от 0 до 99).

Дети эффективнее воспринимают визуальную информацию, поэтому учебный материал представлен максимально наглядно и просто. Родители могут без труда организовать учебное пространство у себя дома.

На стене закрепляется лента с числами и карточками. Все символы изображены не только графически (1, 2, 3), но и структурно — с помощью кружочков: у 1 закрашена одна ячейка, у 2 — две и т. д. Малыш проговаривает число, показывает его с помощью указки, а затем учится считать в уме.

Доман

Гленн Доман — американский психолог, создавший развивающие карточки. Метод направлен на развитие фотографической памяти: родители показывают карты с большими точками, остается угадать их количество. Методика Домана требует регулярных занятий и наличия свободного времени. Отрицательные стороны —  отсутствие логических рассуждений и работы с реальными предметами.

Задача взрослого — привить ребенку интерес к математике и познанию окружающего мира. Покажите, каким захватывающим бывает счет, и результат не заставит себя ждать.

blogArticleAd-image
blogArticleAd-image
Математика и логика для детей 7-13 лет
Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате
узнать подробнее

Читайте также:


 

Мышлен
Читай вместе с Умназией!
Оставьте e-mail, чтобы не пропустить
новые интересные статьи
укажите почту
Отправить
Знакот